газета «Центр Азии»

Понедельник, 24 июля 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2002 >ЦА №28 >"Кто-то же должен быть Дон Кихотом"

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

"Кто-то же должен быть Дон Кихотом"

Люди Центра Азии ЦА №28 (5 — 11 июля 2002)

Колючий и мягкий, замкнутый и откровенный, непримиримый и дружелюбный. Создатель и лидер знаменитой «Ят-Ха» не любит говорить о личном, о семье. Однако готов часами отстаивать право на творчество. Как это бывает с неординарными личностями, Альберт Кувезин имеет категорических друзей и таких же недругов. Не стесняется называть вещи своими именами и бросает вызов окружающему миру. За это его кое-кто недолюбливает. Мнение других мало волнует странствующего много лет музыканта.

Его группа известна в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии. Он кочует со своими друзьями-музыкантами по миру, но не уезжает безоглядно: все беды и проблемы Родины везет мысленно с собой. Во время московских гастролей в апреле представляет публике известную тувинскую песню 20-х годов «Агитатор» как посвящение прошедшим мартовским выборам в республике. Черные и белые пиарщики, отбывшие из Тувы «с баксами», получили такой своеобразный музыкальный привет от «Ят-Ха». Привет от звезд Би-би-си, как пишут сейчас о группе в афишах.

За свою более чем десятилетнюю историю группа выпустила три компакт-диска» (CD). Готовится записывать очередной CD. У истоков формирования «Ят-Ха» стояли Алексей Саая, Алдын-оол Севек. Сейчас коллектив состоит из четырех мужественных «пастухов»: Альберта Кувезина, Жени Ткачева («Деда Распутина»), Миши Скрипальщикова («Махмуда»), Радика Тюлюша, и одной «дикой и прекрасной пастушки» Сайлык Оммун.

Один из московских концертов «Ят-Ха» проходил в известном клубе «Китайский летчик Джао Да». В уютном подвальном помещении на Лубянском проезде вечерами выступают разные коллективы и исполнители. Ценители живой музыки, в том числе и известные люди, музыкальные критики любят зайти сюда, послушать исполнение своих друзей, новинки, пообщаться, обменяться мнениями.

Инструменты и звук настроены к вечернему концерту, музыканты отдыхают перед выступлением. Появляется возможность побеседовать не спеша. Мы сидим с Альбертом за столиком, время от времени подходят и слушают другие члены группы «Ят-Ха», название которой, по словам Альберта, имеет двойной смысл: переводится как «бедный младший родственник» и обозначает китайско-корейский музыкальный инструмент, попавший в Туву через Монголию.

– Альберт, мне кажется, что последние успехи «Ят-Ха» вписываются в определенные правила мирового шоу-бизнеса. Незападные коллективы и исполнители получают признание, имея свое собственное лицо, этнические корни, но при этом понятные для слушателей любой страны. А многие российские музыканты все пытаются петь только на западный манер, фактически перепевают песни, берут на вооружение их манеры.

– Да, на примере Москвы и Питера это видно особенно. Это клоны западной музыки. Все, что происходит, за редким исключением, это копии. Причем, как правило, убогие и жалкие. Хотя современные технологии помогают достичь западного уровня, дают возможность реализовывать идеи.

Есть, конечно, отдельные исполнители, которые хотят чем-то заниматься. Но, в основном, выбирают один из легких путей: находят инвестора, раскручивают проект и получают прибыль. Это становится просто частью бизнеса. Все пытаются вписаться в массовую культуру, где все продается для массового, усредненного человека.

Но порой и использование этники тоже является просто приправой к блюду.

– На чем держится твоя группа?

– Что касается нашей группы. Дело в том, что это сейчас «Ят-Ха» выглядит молодо и свежо. Это ее новый состав. До этого же были годы борьбы, непонимания и прочее, прочее...

Мы люди закаленные. У нас никогда не было цели достичь славы, успеха, сделать коммерческий проект. То, что пришло в последние годы, я считаю, это просто закономерность.

– Закономерно с точки зрения развития вашей группы или каких-то музыкальных тенденций, моды?

– Нет, с точки зрения развития любого труда. Для группы это тоже естественный результат. Мы с самого начала решили играть свое – тувинскую музыку, тувинский рок. Чтобы это было именно своеобразно, неповторимо, но вместе с тем понятно людям. Поэтому у нас есть свое лицо. Есть такой музыкальный термин – «саунд» («звук»). И этим звучанием группа отличается, имеет свой саунд.

– Когда вообще родилась «Ят-Ха»?

– Название появилось в 1992 году, хотя сама идея этого проекта появилась в конце 80-х годов. Но нас пока не принимали ни дома, ни на Западе.

– А когда ты почувствовал, что процесс пошел?

– Результат работы появился в 1995 году. Это касается именно группы, потому что до этого я занимался много своим личным творчеством. У меня были свои поражения и победы.

А что касается «Ят-Ха», у нас тогда вышел альбом на Западе. И сразу вышел в хит-параде на второе место. Я имею в виду популярный жанр «world music».

– Именно в этом жанре вы получили свой последний приз на радио Би-Би-Си в Лондоне, в начале этого года.

– Да. На Западе в это время развивалось направление музыки, которое является одновременно и частью культуры, и частью бизнеса.

– Что собой представляет «world music»?

– Дословно, конечно, это переводится как «мировая музыка». За этим термином стоит музыка народов всего мира, но в современном контексте. Не имеется в виду чистый фольклор...

– Это модернизированный взгляд на народную музыку?

– Можно назвать и так. Но я думаю, что это глубже. Это современные представители своих культур, которые чувствуют развитие всей цивилизации, но при этом сохраняют свои корни.

– Их можно назвать гражданами мира, каждый из которых родом из своих мест.

– Как правило, этими местами являются «третьи страны» (с лукавой улыбкой).

– На примере лучших творческих сил нашей республики видно, что, действительно, они становятся гражданами мира. Они ездят по всему миру, их везде знают, они имеют массу друзей, не представляют своей жизни без этих постоянных разъездов. У тебя есть ощущение настоящей жизни только в пути?

– Нет (твердо и без раздумий).

– Домой хочется?

– Да (и широко улыбается).

– Это постоянное чувство или такое настроение появляется время от времени?

– Постоянно хочется. Ведь дома семья, родственники, друзья...

Но я думаю, что у любого человека должна быть цель, он должен постоянно расширять кругозор. Для этого нужна перемена мест. Это вообще хорошо действует на голову. Я имею в виду содержимое головы.

Это касается также и в целом – нации. Ведь надо понимать, что любая культура не существует сама по себе. Только во взаимодействии, во взаимообогащении с другими. Движение, развитие происходит не само по себе, а именно потому, что существуют соседние регионы, есть разные цивилизации.

– С точки зрения отдельного человека здесь можно сказать классическое определение: человек понимает, что он представитель какой-то культуры, именно тогда, когда попадает совершенно в другую среду, где другие обычаи, правила. Это дает возможность осознать себя и свою культуру. Можно говорить о своих и чужих, сравнивать?

– Вообще-то для нормального человека-гражданина мира понятие «чужие» должно относится уже только к инопланетянам. А для Тувы, для других национальных регионов, к сожалению, «чужие» – это чаще всего нечто негативное и связано с национализмом. Это пережиток, с которым надо бороться.

Есть примеры бытового национализма, который живет во всех. Для этого не нужны ни лозунги, ни собрания. Люди сидят на кухне и критикуют русских или евреев, или еще кого-то: «они такие, а мы такие». Такая бытовуха.

– А у вас в группе есть это?

– Я, надеюсь, что в нашей группе нет. Ты сама видишь, здесь люди разных национальностей. Мы живем очень мирно.

– К вопросу о различиях между людьми. Вы выступаете перед разными зрителями – дома, в Туве, перед российской-столичной публикой, и на Западе. Какая разница между ними?

– На Западе все давно устоялось. Если людям нравится, то это сразу видно. Они не стесняются выражать свои эмоции, нет каких-то комплексов, они за это платят и понимают, что это работа. Организация концертов у них гораздо лучше, приглашают и создают такие условия, чтобы было приятно работать. Это норма.

Москва же, как обычно, отстает от Запада. Начинает признавать только после Запада. Организация хромает, люди пытаются все сделать с меньшими затратами. Не любят платить, хотят, чтобы им все было бесплатно.

А в Туве... Тоже, конечно, людям нравится. Энергия живого концерта не может оставить равнодушным любого нормального человека.

Патриарх тувинской рок-музыки старейший музыкант Ят-Ха Евгений Ткачев с Альбертом Кувезиным– Но вас дома принимали неоднозначно из-за нетрадиционного стиля группы.

– Да, и не только потому, что мы играем рок. По многим причинам. И потому что у меня такая фамилия, и потому что я наполовину хакас, у меня не очень хороший тувинский язык, и жена – не тувинка. Из всяких таких мелких причин вырастает большое непонимание.

Все это объяснимо, потому что укладывается в определенный стереотип.

Например, кто знал Сергея Шойгу, пока он не стал министром России? Ведь он жил в Красноярске, у него происхождение наполовину тувинское, языка не знает. А вот стал министром, героем России, автоматически тогда стал национальным героем Тувы. И есть еще много примеров.

В случае с нашей группой тоже: она никому не нужна была, и сейчас она нужна постольку поскольку. И вот это-то и удивительно. Группа очень известная на Западе, о нас пишут в прессе, мы имеем поклонников, друзей. Также и другие успешные музыканты Тувы...

А ведь для Запада: есть Тува, потому что есть «Хун-Хурту», Саинхоо и «Ят-Ха». А не потому что есть президент Ооржак, правительство Тувы, Белый дом, сотни чиновников. И приезжают туристы с Запада, присылают гуманитарную помощь из разных стран, думаешь, потому что республиканское правительство просит, и они слушаются? Вовсе нет! Потому что люди проявили интерес к Туве. Они услышали когда-то такие коллективы, как наш. Музыканты, независимо ни от каких чиновников, работают, ездят, любят свою Родину и популяризируют ее везде. А ведь с помощью туризма, развитию которого наша работа способствует, можно прекрасно жить всей республике. Так живут многие регионы.

Вот в США доля шоу-бизнеса в государственной экономике идет наряду с военной промышленностью. В Англии шоу-бизнес занимает лидирующее положение. И в других странах.

– А у нас в республике обычной реакцией чиновников на музыкантов, артистов, которые самостоятельно занимаются своим делом, является очень типичная фраза: «Они к культуре не относятся, они – частники».

– Да-да! Министерство культуры – это не культура, это аппарат. Какая культура за ним стоит? Культура – это то, что дают наши деды-бабушки, отцы-матери, дает природа Тувы. Вот и все. И это не создавалось аппаратом министерства культуры.

В Англии, например, нет министерства культуры – оно там не нужно. Во Франции – есть, но оно занимается только охраной памятников.

Наш аппарат полностью распоряжается финансами, и неизвестно куда все уходит. Победители творческих конкурсов нужны только, чтобы сделать галочку в отчетах о хорошей работе. А реально: в каких условиях живут наши артисты и что они получают дома, какое отношение к ним? Ничего у них нет, ничего не получают.

Министерство должно заниматься только охраной памятников, содержать библиотеки и развивать туризм. А всех нахлебников там надо гнать метлой!

Фольклор и эстрада везде способны прожить сами. «Ят-Ха» живет? Вполне живет самостоятельно. И попса должна кормить сама себя, а не смотреть им в рот. Вот представь себе, например, Бритни Спирс или Майкла Джексона, которые приходят к своим чиновникам и говорят: «Мне нужные деньги на костюмы», или «Мне надо лететь на фестиваль, оплатите мне дорогу, дайте командировочные». Это же нонсенс!

– Все эти манифесты немного напоминают борьбу с ветряными мельницами...

– Ну, кто-то должен же быть Дон Кихотом! (с вызовом) Да, я этим делом всегда озабочен и озадачен – борьбой со всеми этими глупостями.

Сначала с этой фонограммщиной. Она же у нас одно время расцветала пышным цветом – в Туве! Мы, когда ездили по районам, видели все это. Люди приходят на концерт и удивляются: певцы ставят кассету с готовой музыкой и поют под нее. Это очень экономно: не надо таскать инструменты с собой, платить музыкантам за каждый концерт. Исполнители так зарабатывают и при этом поддерживаются министерством культуры, правительством.

А настоящая музыка – симфонический оркестр, существует только потому, что был создан когда-то, к примеру, Тока для своих сыновей. В театре русская труппа разогнана и живет в виде остатков.

А что касается исполнения живой музыки, я уж не говорю про академическую музыку, рок-группы, поп-группы – ведь ни одной! Парни где-то пытаются что-то делать, мы им помогаем, поддерживаем. Но их единственные места репетиций – подвалы, гаражи.

Никому они не нужны.

– Получается, что талантов у нас много, но при этом, чтобы выжить и заявить о себе, нужны и собственные организаторские способности? Сложившаяся ситуация, отчасти, это результат бездействия самих людей?

– Наш народ очень музыкальный, у каждого есть слух, голос. Но люди очень ограниченные, малообразованные музыкально. Зажаты в каких-то рамках: социальных, человеческих. Они не могут сделать какую-то оригинальную аранжировку. Даже сделать какую-то копию не могут толком - идет просто клонирование.

Я многих знаю, они просто неумные, недалекие люди. Сразу хотят прославиться и просто получить материальные блага. Или идут с просьбами к чиновникам, ждут десятками лет, когда им выделят квартиру. Их творчество – это не творчество. Даже какой-то клепальщик может быть более творческим человеком, чем они.

– А ваша группа состоит из каких личностей?

– У нас все по-настоящему творческие люди. Только по этому принципу и отбирались. Все одаренные, разносторонние, замечательные люди. Интересуются музыкой не только одного жанра. Мы стараемся развивать эрудицию, мировоззрение, философское мышление. И, по-моему, именно это затем помогает выразиться как можно лучше в музыке. Тупой, ограниченный музыкант вряд ли может создать хорошее произведение.

Это ведь касается не только музыки, но и вообще любой деятельности человека. Это сама суть нашей группы.

– Дай, пожалуйста, портреты каждого.

– Женя Ткачев - это патриарх тувинской рок-музыки. Самый старший член нашей группы, зрелый человек. Со мной он с 1995 года. Родом из Сарыг-Сепа, вырос в Хову-Аксы. Увлекается не религиями, но философскими школами. Сам он родом из староверов, но исходит из природы, поэтому очень близок к восточной философии, к индуизму, буддизму, эзотерике. Очень духовный и ровный человек. Сейчас женился и живет в Москве, но мечтает вернуться домой. Жена-москвичка согласна поехать с ним, но пока их 9-летний одаренный сын учится в музыкальной школе.

Сайлык Оммун. Около двух лет работает с нами. Девочка музыкально одаренная. Можно сказать, что Бог ей дал все: слух, голос, чувство ритма, вкус. Вся мужская часть аудитории, которая нас слушает, влюбляется в нее, становится ее поклонниками.

Группа Ят-Ха в полном составеПри этом, в отличие от многих певиц – умный человек, с характером. Это вообще редкость для певиц. У нее есть какая-то особая пластика, она танцует очень хорошо, играет на музыкальных инструментах.

Если человек музыкально одаренный, то это не ограничивается конкретным жанром или инструментом. Если кто-то не согласен с моими словами, то пусть прочитает биографии известных музыкантов, артистов, вообще творческих людей.

– Не трудно Сайлык работать с мужчинами? Или наоборот легко?

– Она у нас стойкая. Наравне с нами может носить тяжелый багаж, не жалуется, понимает, что это общая работа.

Здесь Сайдык, слушающая нас, не удерживается и пытается строптиво возразить:

– Тяжело. Я одна!

Альберт (с ужасом):

– Ты хочешь сказать, что надо взять еще одну женщину? (общий смех)

– У вас главный ты, Альберт? Не возникает проблем и трений из-за лидерства у пятерых творческих личностей?

– Нет, у нас полное равенство. Хотя демократия – это такая вещь... Вот, например, у меня в семье полное равенство, никто кулаком по столу не стучит. Но всем управляет старшая дочь. А скоро, наверное, младшая возьмет верх.

– Какая разница в возрасте между ними?

– Десять лет.

– Тогда наверняка возьмет.

– Да, наверное (улыбается). Но вернемся к нашим портретам. Радик Тюлюш – это новое поколение тех самых горловиков, которые соблюдают традиции и при этом чувствуют современность. Воспитанный, культурный. Хорошо исполняет популярную музыку, рок-музыку, фольклор. Родом из Овюра. Закончил Кызыльское училище искусств в 1999 году по классу «игила», уже три года в «Ят-Ха». Также преподает в республиканской школе искусств.

И, наконец, Миша Скрипальщиков. Родился и вырос в Красноярске, потом переехал в Туву. Тоже очень одаренный человек, хотя он, единственный среди нас, не имеет музыкального образования. До прихода в группу «Ят-Ха», два года назад, был зациклен немного на одном – таком «пэтэушном» роке. В нашей группе постепенно вырос, интересуется разной музыкой, культурой, философией. Стал мыслящим человеком, не зацикленным на хэви-металл.

Думаю, что группа «Ят-Ха» – хорошая школа для них. Даже если уйдут в какой-то другой проект, другую группу, то они уже будут настоящими, зрелыми музыкантами.

Фото:

1. Патриарх тувинской рок-музыки, старейший музыкант «Ят-Ха» Евгений Ткачев с Альбертом Кувезиным.

2. Группа «Ят-Ха» в полном составе.


Чимиза ДАРГЫН-ООЛ, г.Москва

 (голосов: 1)
Опубликовано 5 июля 2002 г.
Просмотров: 3505
Версия для печати

Также в №28:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru