газета «Центр Азии»

Четверг, 15 ноября 2018 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2002 >ЦА №37 >Николай Рушев: "ПОСЛЕДНИЙ ГОД НАДЕЖДЫ"

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Николай Рушев: "ПОСЛЕДНИЙ ГОД НАДЕЖДЫ"

Люди Центра Азии ЦА №37 (6 — 12 сентября 2002)

Николай Рушев: "ПОСЛЕДНИЙ ГОД НАДЕЖДЫ"Более тридцати лет назад жила в Москве одна девочка. Ходила в школу, занималась общественной работой, получала разные отметки за домашние уроки, гуляла с подружками, нежно любила родителей. Также как и другие дети в ее время, также как и нынешние школьники. Но, оставаясь обычным ребенком, она в то же время напряженно работала. Читала, думала, рисовала и… создавала целый мир. Которым восхитились ее современники и о котором продолжаем говорить мы – следующие поколения.

Надя Рушева всей силой своей юной души стремилась постичь сложнейшие философские вопросы жизни, в которую ей так и не пришлось вступить зрелым человеком. Но ее 17 лет стали примером того, как можно состояться Человеком всех времен и народов, не штурмуя крепости, не завоевывая себе награды и не стремясь возвыситься над другими. С огромной жаждой жизни, стремлением к духовным высотам, с творческими поисками - она с трудом вписывалась в школьную программу и молча страдала от непонимания и перегрузок. Но знала, что кто-то должен гореть, вести сверстников за собой – в мир прекрасного. Кто-то должен спасать от равнодушия, от черствости, от лени, от нежелания учиться.

В сентябре 1968 года Надя пошла в выпускной 10-ый класс. Впереди был последний год учебы, после него планировалось поступление в ГИТИС. Чуткое перо отца Николая Константиновича ведет нас в путешествие по ежедневным радостям и заботам художницы, ученицы московской средней школы № 470 (начало в «ЦА» в №№ 5, 10, 27 за 2002 г.).

Редакция газеты «Центр Азии» и мама Нади, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, - мы посвящаем публикацию следующего отрывка  из рукописи Н.К.Рушева «Последний год Надежды» – подрастающему поколению, которого сегодня зовет в классы  школьный звонок. Как и в 1968 году начало этого учебного года приходится на 2 сентября – понедельник…

(Отдельные слова и фразы выделены редакцией, сокращения обозначены квадратными скобками).

Рушев, отрывок № 4

1 сентября 1968 г.     

Из-за воскресенья на один день продлились летние каникулы Наденьки. Она много рисовала и увлеченно читала повесть американского писателя Дж. Селинджера «Над пропастью во ржи», которую взяла у Марка Антоновича. Мама и я не читали это произведение об учителе современной Америки, но опять доверились Надиному вкусу. […]

Вечером мы получили открытку от Василия Алексеевича Ватагина от 31-го августа с новым, добрым напутствием:

«Дорогие! Вот я и в Москве, а Надя завтра начнет самый трудный год в средней школе – а затем, самый трудный и самый главный выбор пути в искусстве. Верю, что Надя найдет свой путь! Очень благодарен за письмо и фотографии. Оператор снимал еще в мастерской. Всего Вам доброго. Ваш В.В.»

2 сентября 1968 г.

Еще позавчера Надя с подружками была в школе и заранее узнала расписание уроков на первую неделю. По обыкновению, с вечера уложила в красный портфель все необходимое и выутюжила праздничную школьную форму для старшеклассников: белую кофточку и синюю юбку.

После завтрака, прикалывая два значка, комсомольский и города Горького, она пошутила:

- Первый раз – в 10-й класс!..

[…] На торжественной линейке перед школой было солнечно, нарядно и волнительно. Репродукторы гремели веселой музыкой. После приветствий директора и гостей рослые, длинноногие десятиклассники повели первоклашек за ручки в вестибюль. Улыбающейся Наденьке досталась в пару крохотная девчушка, вся в кружавчиках, бантиках и с огромным букетом. […]

7 сентября 1968 г. Суббота.

[…] Сегодня у нас с мамой выходной. Она с удовольствием стряпает вкусный обед с обилием овощей. У меня – доделки чертежей, а у дочери – «практика». Она весело, оживленно рассказывала нам:

- Это опять кинодело. Три урока учитель растягивал разговоры о предстоящих киносъемках и отпустил нас пораньше. На радостях мы с девчонками сразу поехали в Политехнический музей на японскую выставку «Одежда сегодня и завтра». Это потрясающе! Новые материалы, блестящие краски, вкус, подача, цветные фото, сочетание со стариной, галантерея, игрушки!..

Вы обязательно сходите! Там вручают вот такой сувенир – табель-календарь с половины 1968 года до половины 1969 года. Мама, подпиши мне дневник.

За первую неделю 10-го класса дочь получила три отметки: «тройку» по алгебре, «четверку» по английскому языку и «пять» по химии.

- Меня по-прежнему спрашивают мало, – уточнила она.

На ночь читала юмористические рассказы Аркадия Аверченко (взяла у М.А.Кушнирова).

С ними я был знаком со своих школьных лет и сейчас, заканчивая за Надиным рабочим столиком чертежи, просил ее что-нибудь из них почитать. Мама тоже подсела со своей штопкой. Теплый вечер. […]

12 сентября 1968 года.

Вслед за Надей, по ее совету, мы с мамой, после работы, посетили японскую выставку в Политехническом музее и так же были приятно поражены, как и дочь.

Дома мы увидели принесенный из школы ее большой плакат. На нем красным фломастером был нарисован в рост занятный десятиклассник в костюме древнерусского глашатая-бирюча. В руках он изящно держит свиток с текстом, написанным Надей цветными шариковыми ручками. Вот он:

Николай Рушев: "ПОСЛЕДНИЙ ГОД НАДЕЖДЫ"КЛАСС-ИНФО  № 1 (12) от 2.09.68 г.

Читайте, читайте, читайте!!!

Не дайте газете заглохнуть во цвете лет!

2 сентября. Мы снова вместе!

Осталось учиться 272 дня.

«Пусть это вдохновит вас на подвиг». […]

13 сентября 1968 года.

Устоялась солнечная, мягкая погода «бабьего лета» и вдруг – гроза, град.

Благо Надина школа близко и она успела добежать до грозы, а меня она застигла на Пушкинской площади, когда я шел подписывать новые чертежи телепостановки «Степной король Лир» к приглашенному режиссеру, заслуженному артисту РСФСР из театра имени Ермоловой Владимиру Алексеевичу Андрееву.

Как всегда он принял меня любовно, все одобрил и подписал. Показал свою прекрасную коллекцию по изобразительному искусству. Расспрашивая меня про Надино творческое лето, он вспоминал, как читал еще в 1964 году в «Юности» статью о ее воображении Льва Кассиля. Приглашал меня к себе, в следующий раз с Надюшей и в надежде, что она принесет ему в дар свой рисунок, он сейчас тепло вручил мне пропуск на два лица в театр на спектакль драматурга А.Глоба «Пушкин», а также, как сувенир, из своей коллекции – медный, маленький складень 18-го века (?) (тонкого литья и чеканки – походная иконка странника, подвешиваемая на шнурке к груди). Это для нас – как произведение народных мастеров. […]

Дома Надюша очень обрадовалась подаркам от «моложавого царя Салтана», как теперь она звала симпатичного В.А.Андреева после фильма.

Расспросив меня о нем и о предстоящем спектакле «Пушкин» (я видел его 18 лет назад), она передала мне свежую газету «Комсомольскую правду», советуя прочитать полемическую статью «Интеллигент и интеллектуал».

- Впервые разобралась здесь в тонкостях, - серьезно заметила она, и затем весело прочитала из раздела «Улыбка»:

- Прометей, украв огонь у Зевса, навсегда обеспечил пожарников работой.

- Остроумно! – отреагировала Наденька – помню свой дитячий рисунок, как прикованного Прометея освобождает Геракл… Надо бы сделать новый вариант.

И она стала опять серьезной, непроницаемой и ушла в свою комнатку. […]

15 сентября 1968 г. Воскресенье.

Чудесная теплая погода. Хорошо бы съездить по грибы, но мы все трое заняты дома.

Дочери надо за день прочитать роман «Фома Гордеев» Горького: завтра на уроке литературы будут о нем спрашивать. Надя признавалась, что ее сейчас больше влекут горьковские произведения раннего периода: «Челкаш», «Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Песнь о Соколе» и «Песнь о Буревестнике». Она в эти дни перечитывала их на ночь

Мама хозяйствовала, а я переделывал два эскиза в цвете к телепостановке «Степной король Лир».

После обеда дочь делала уроки по физике, биологии, истории, а я вышел один освежиться к прудам, к остаткам старой деревни. […]

Я отправился далеко за пруды, к Москва-реке и возвратился затемно. Нахожу на столике дочери пухлый портфель с готовыми на понедельник уроками и несколько рисунков пером на дешевой писчей бумаге для черновиков. Чувствовалось, что она их создала, нисколько не боясь испортить бумагу и рисунок, в минуты сильной потребности. И когда она это успела?

На одном листе – высокий прыжок Майи Плисецкой в роли трагической Заремы. На втором – вольная фантазия: Плисецкая в роли Черного Лебедя грозно зачаровывает балерину в образе нежного белого Лебедя, теряющего сознание… На третьем – продолжение драмы: жестокий, Черный Лебедь подавляет откинувшуюся, упавшую на колени белую балерину… Какие у всех глаза!..

А Наденька в это время преспокойно дочитывала «Фому Гордеева». Жаль, конечно, что погулять ей в воскресенье не пришлось.

16 сентября 1968 года.

После репетиции в Останкине едва поспел в школу на родительское собрание, ибо от работы до Царицино с четырьмя пересадками – полтора часа езды.

Классный руководитель Анатолий Павлович сетовал на то, что за лето ребята разболтались… Надю он хвалил и за учение и за поведение, и за общественную работу (указал на висящую стенгазету). Но сегодня – у нее срыв: получила «двойку» по литературе за странный ответ по «Фоме Гордееву». Показывает отобранный дневник, где стоит жирная «Двойка» и подпись – Н.П.(Николай Петрович Ярмульский).

Случай редчайший и неприятный, но дома я положил дневник на Надин столик и не стал, как и мама, выяснять «срыв»: я знал, что дочь роман прочитала, но своими независимыми суждениями удивила педагога… Это ведь текущая отметка. Пересдаст: впереди целый месяц изучения творчества Горького. Сейчас Наденька занята уроками на завтра: по английскому языку, алгебре, химии, физике, обществоведению. Она тихо сожалела:

- Сегодня тоже не было времени погулять. И порисовать.

18 сентября 1968 года.

С утра – приподнятое настроение: с дочерью будем на спектакле «Пушкин». После работы я приезжаю к театру им. Ермоловой первым. Наденька с блокнотом и в белой шерстяной кофточке появляется тоже заблаговременно. Она с любопытством поглядывает на красоты улицы Горького и театральные витрины с крупными фотографиями артистов в ролях. […]

Покупаем бинокль и сводную иллюстрированную программу (масса фото), а на обложке – деталь картины В.А.Серова из ГТГ – портрет М.Н. Ермоловой. Роль Пушкина бессменно исполняет народный артист РСФСР В.Якут.

Мы замираем вместе с переполненным зрительным залом.

Предельное внимание к действию на сцене, всеобщий порыв к сопричастию… и так до антракта, когда большинство зрителей выходят в фойе.

Наденька все еще сидит в оцепенении. На мой вопрос о первых впечатлениях, помедлив, серьезно ответила:

- Все сердечно, убедительно. В события – сразу вживаешься. Хорошо, что мы сидим далеко и поэтому Пушкин и Наталья Николаевна кажутся моложе, чем на фотографиях…

Я согласился: на главные роли чаще назначаются заслуженные артисты, а они всегда зрелого возраста. Художественное оформление спектакля – «современное»: нейтральный фон с деталями эпохи и великолепные костюмы. Все это ради ясности характеров действующих лиц, т.е. как бы в стиле твоих, Надя, рисунков…

Она в упор и строго посмотрела на меня, достала авторучку и склонилась над своим блокнотом. Чтобы не отвлекать ее, я отправился поискать в буфете мороженое.

В конце патетически-печального спектакля Наденька не торопилась покидать зрительный зал, потянула меня к рампе, где молодежь горячо аплодировала талантливым актерам. Театралы кидали им цветы, и было очень торжественно.

Во время долгого и позднего пути домой дочка расспрашивала меня:

- Судя по названию пьесы Булгакова «Последние дни» в Художественном театре – там та же тема, что и в пьесе Глобы? В чем у них разница?

Я затруднялся подробно объяснить, ибо плоховато знал пьесу Булгакова.

- Тогда, пожалуйста, найди эту пьесу в библиотеке или лучше постарайся купить билеты во МХАТ. Кто там создал образ Пушкина?

На этот вопрос я мог ответить: в пьесе Булгакова поэта в общем-то нет… Один раз он молча проходит в глубине зала, а в финале его, смертельно раненого, проносит в кабинет дядька Никита Козлов.

Надюша очень удивилась:

- Невероятно! Вот это по-булгаковски! […]

22 сентября 1968 г. Воскресенье

Сегодня нас навестила Женя Самбина – старая приятельница из Монголии. За воскресным чаем мы расспрашивали ее о жизни друзей и особо о ее сыне, который продолжает учение в техническом институте Берлина. Она отвечала, что Дима так тоскует по Улан-Батору, что хочет бросить свой 3-й курс, вернуться домой и посвятить себя музыке.

- Не надо бы, - неодобрительно заметила Наденька, - Я ему писала, а он мне не ответил…

Она встала из-за стола, чтобы идти делать уроки, но я успел сфотографировать наших милых женщин. На дочке был белый свитер, она улыбалась слегка, с оттенком сосредоточенности и строгости.

25 сентября 1968 г. Среда.

Очень надо догонять Наденьку по чтению…

И вот для этого у меня неожиданно появилось время – длительный бюллетень: ступня правой  ноги – в гипсе… На днях, во время репетиции в студии, опаздывали с установкой декорации. Пришлось помогать рабочим, но мне придавили ногу. Рентген показал в кости трещину.

Принялся перечитывать М.Горького, его «Фому Гордеева», за которого дочка получила «двойку». Хотелось понять эту случайность. Этот роман я читал более 30 лет назад и воспринял его совсем по другому. Теперь мне отцу, воспитывающему юную дочь, даже не хотелось, чтобы она читала подробности о купеческих мерзостях… Но оставленная Наденькой на столе тетрадь по литературе поведала мне о домашнем задании, где она должна была выписать эти подробности, как обличительные цитаты… […]

28 сентября 1968 г. Суббота.

 […] После вкусного маминого обеда мы предложили Надюше немного погулять с подружками. Настроение ее стало улучшаться:

Николай Рушев: "ПОСЛЕДНИЙ ГОД НАДЕЖДЫ"- Все-таки завтра – воскресенье! – и она с улыбкой подала мне на подпись свой дневник. […]

 – А «двойку» я получила от Николая Петровича не за Фому, а за то, что рисовала на уроке… Так хочется рисовать, как летом, а времени теперь совсем нет… Да и после Булгакова, большой  темы там тоже сейчас нет… Летом думала о Горьком, да вот за этот месяц его так засушили на уроках… и еще не закончили… Перепутье… Трудно…  […]

Из дневника-памятки Нади. Сентябрь 1968 г.

Читала:

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»,

Арк. Аверченко «Юмористические рассказы».

Аббат Прево «Манон Леско».

М.Горький «Песня о  Соколе», «Песня о Буревестнике», «Челкаш», «Макар Чудра», «Емельян Пиляй», «Фома Гордеев».

Генрих Белль «Глазами клоуна».

Джек Лондон «Мартин Иден».

Музеи и выставки:

Выставка Чори Ко л.т.д. Япония!!!!!

Декоративное искусство СССР. Манеж. прибалтика, Грузия, РСФСР.

Прикладное искусство Польши. кузнецкий, 20. Женские украшения.

Кино и театры:

«Анжелика и король». Мишель Мерсье, Роберт Оссейн, Семи Фрей.

Театр им. Ермоловой. А.Глоба. «Пушкин». Якут.

Выписка из книги «Над пропастью во ржи»:

« – Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня.

А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь?

И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, что это глупо, но это единственное, что мне хочется по-настоящему. Наверное, я дурак…» Дж.Д.Сэлинджер.

1 октября 1968 г.

Углубился в обширную статью В.Я.Лакшина – «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», напечатанную летом этого года в журнале «Новый мир» № 6. Его мне посчастливилось купить для Наденьки, когда она уже завершала свой булгаковский цикл. Прочитав исследование литературоведа, она прижала журнал к груди и воскликнула:

- Вот кто меня понимает!

Теперь и я, хоть и поздно, прочитал этот глубокий анализ и мог хорошо побеседовать с дочерью. Но она как всегда была немногословна:

- Я там отметила все эпиграфы и многие мысли подчеркнула – заключила она. […]

2 октября 1968 г.

В дни бюллетеня Наденька с мамой так ко мне предупредительны и внимательны, что я шутливо посожалел о том, что редко болею. Всю ночь и весь день льет холодный и унылый дождь. Переполненный впечатлениями от тяжких судеб булгаковских героев прошу дочь подобрать мне что-нибудь веселенькое. Она сразу оторвалась от своих задачек и принесла журналы «Крокодил», страницы «Клуба 12 стульев» из «Литературной газеты» и отвисевший свое КЛАСС-ИНФО № 3 (14) от 22 сентября. […]

5 октября 1968 г. Суббота

Хмурое, темное утро. Еле разбудил дочь (поцелуем в щечку). В школу она пошла полусонная. Хорошо, что портфель она по обыкновению уложила с вечера.  Убирая ее комнатку и столик, я люблю иногда просматривать блокнот для черновиков по математике. Там среди решений задачек, на полях, изредка, как роздых, появляются занятные рисуночки: то зверушки, то подружки, то трубочист…

Николай Рушев: "ПОСЛЕДНИЙ ГОД НАДЕЖДЫ"Вдруг, в середине блокнота, на полный лист резкими штрихами намечена скорчившаяся в кресле фигурка девушки с поджатыми под себя ногами. Она горестно закрывает руками лицо. Судя по прическе и общему характеру – это автопортрет Наденьки… Сверху – четкая надпись: «О п у с т о ш е н и е» (или ученик 10 класса после месяца работы).

На душе стало тоскливо… Решил сейчас не тревожить маму, которая хозяйничала на кухне. Медленно оделся и пошел на пруды, к развалинам Царицынский Дворцов. Рассчитал время так, чтобы встретить возвращающуюся дочь.

Еще издали увидел ее голубенький плащик. В обычном месте, на углу у детского сада, Надюша долго расставалась с Леной Григорьевой. Подружки весело помахивали руками и портфелями и дружно приветствовали меня:

-  Когда же нам не поболтать как не по пути домой? На уроках – нельзя.

- Сейчас дорисовали КЛАСС-ИНФО и повесили. Потешно получилось… Выдерживаем обещание: три газеты в месяц!

Разрумянились они – задорные, безмятежные (завтра воскресенье).

Тучи рассеялись, дорожки подсохли. Я предложил им подольше погулять после обеда. Как-то не кстати было расспрашивать про «Опустошение…».

Решил не фиксировать на этом внимание дочери. Но чем бы ей еще помочь? В рабочие дни мы мало бываем вместе и она предоставлена себе. Как ограничить возрастающий поток ее впечатлений? Как сократить ее интенсивное внеклассное чтение? Рисование для души?

Но тут же вспомнил ее признания:

- Рисую на ночь, – чтобы выпустить на бумагу теснящиеся образы и тогда спать спокойно.

Хорошо, что она не поддается простуде и не болеет. Может быть, это не «Опустошение», а творческая пауза между ее большими циклами?

Выражаем сердечную признательность Наталье Дойдаловне Ажикмаа-Рушевой.

Подготовила к печати Чимиза Даргын-оол

 (голосов: 9)
Опубликовано 6 сентября 2002 г.
Просмотров: 6537
Версия для печати

Также в №37:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2018 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru