газета «Центр Азии»

Пятница, 22 сентября 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2002 >ЦА №8 >Дакпа Гуалтсо: "Я прожил в монастыре 21 год…"

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Дакпа Гуалтсо: "Я прожил в монастыре 21 год…"

Люди Центра Азии ЦА №8 (15 — 21 февраля 2002)

Дакпа Гуалтсо. Тибетец. Монах. 1966 года рождения. Место рождения город Шимла в Гималаях, штат Индии. Родители: мать Чудун, отец Церинг Самтен – коммерсанты. Имеет двух младших братьев, сестру. Выпускник буддийского духовного монастыря в Индии Дрепунг-Лоселинг 1996 года. Имеет звание Геше – профессора буддийской философии. В апреле 1999 года при содействии президента Тувы Шериг-оола Ооржака официально получил право на российское гражданство.

Прибыл в Туву в июле 1995 года. Является одним из учредителей буддийского общества “Нагарджуна”, главная цель которого – распространение духовных знаний по буддизму. В настоящее время проживает в городе Кызыле Республики Тыва.

Большинство тех, кто знает Дакпа Гуалтсо, именуют его уважительно “Башкы”, что означает “учитель”. Самостоятельно изучает русский язык, в совершенстве владеет тувинским языком, знаком практически со всем составом руководства Республики Тыва лично , географию республики знает досконально , поскольку объездил практически все дальние и близкие уголки республики.

Принадлежит к буддийской школе “желтошапочников” Гелугпа, взял на себя обязательство соблюдать все 253 монашеских обета , среди которых фундаментальные: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать.

Много раз мне посчастливилось бывать в доме №95 по улице Кочетова, где живет башкы Дакпа Гуалтсо, но каждый раз было трудно удержаться от смеха, когда я перечитывала обращение учителя к людям, аккуратно наклеенное на дверях квартиры:гостей, жильцов дома учитель убедительно просит не кричать, громко не петь, не сморкаться и не плеваться, не оставлять банки из-под пива, не справлять в подъезде нужду, шумно не бегать.Особо актуальная для наших реалий просьба – в состоянии опьянения не спать в подъезде . Смех смехом, но подумалось: ведь и впрямь отдельным нашим гражданам, не особо отягощенным элементарными навыками культуры, надо в лицо говорить, что это просто некрасиво – плеваться в общественных местах, и бросать мусор куда попало. Без особых церемоний объяснять, что с такими неважными привычками есть шансы переродиться в нечто подобное свинье. Глядишь – призадумаются.

Как всегда учитель в добром расположении духа, лицо его украшает белозубая улыбка. Как всегда шутки, вкусный чай. По стенам развешаны изображения буддийских божеств, пахнет артышом (можжевельником). Легкость общения гармонично сочетается с серьезностью и глубиной ответов учителя. Наша беседа продолжается долго , но время летит незаметно.

Стать монахом – это было ваше желание?

– Это было мое желание еще в маленьком возрасте, а в 7 лет я уже начал обучение. Родители меня поддержали в выборе. Когда я был маленький, то много раз принимал участие в религиозных празднествах (цог), на которых читались молитвы, а потом ламы-учителя раздавали много разной вкусной еды: сладкий рис, изюм, саржаг (топленное масло). Я тогда думал, что если бы я в будущем стал ламой, то вкусная еда была бы у меня всегда . Но этот образ мыслей был, когда я был совсем маленьким ребенком, позже мой выбор был более осознанным и серьезным . Тем более, что курс обучения длился долго – 21 год. Я обучался буддийским дисциплинам в одном из монастырей Индии – Дрепунг-Лоселинге. Вместе с 250 ламами, которые спасались от китайской оккупации, всего нас было в монастыре около тысячи человек. Примерно через 5-6 лет обучения ученик мог уже самостоятельно зарабатывать деньги и приносить доход в общемонастырскую казну. Это была как одна большая семья. 16 разных классов, через шесть месяцев обучения – строгие экзамены, через год – итоговый большой экзамен.

Списывать можно было на экзаменах, как это нередко бывает в мирских вузах?

– Это совершенно исключено, мы и сами знали, что обманывать просто нельзя.

Вы боялись экзамена?

– Да.

Приходилось ли вам оставаться на второй год?

– Нет.

Какой предмет был для вас самый нелюбимый и какой самый любимый?

– Любимые предметы – философия, история. Что касается трудных, то их, если по существу разобраться, нет.

Сколько лет вы в Туве, нравится ли здесь вам, не кажется ли суровым климат?

– Мы уже в Туве 6 лет. Нравится. Климат, конечно, суров – в Тибете он мягче. Но если себя беречь, то ничего. Республику узнал хорошо. Впервые увидел снег именно здесь, в Туве. Побывал почти во всех кожуунах. Язык тувинский знаю, русский – хуже.

Могли бы вы дать какой-то совет народу Тувы?

– Если бы между людьми было больше взаимопонимания. Пьянство – очень разрушительный фактор для семьи. Какие качества в тувинской нации? Основные качества – люди легко обучаются, воспринимают советы, открытые, простодушные. Все больше их волнуют более глубокие вопросы, чем житейские, ежедневные. Им больше надо обращаться к духовным знаниям, если бы раньше был этот интерес, то нынешнее их положение было бы лучше. Меня радует то, что и многих русских людей волнуют пути их дальнейшего будущего. Это хорошо. Таких ищущих людей становится все больше, и я чувствую, что моя задача – не только давать наставления в житейском, но и объяснить им основы нравственности. Искренний интерес к более глубоким духовным знаниям укрепляет во мне веру в необходимость дальнейшей работы в этом направлении.

Уважаемый башкы, я слышала, что в Тибете, прежде чем человека назначить каким-то чиновником, его долго уговаривают, – обычно люди отказываются от поста, ссылаясь на свою некомпетентность. Это кажется шуткой.

– Я не знаю достаточно хорошо, как в других учреждениях, но в духовных, действительно, чаще всего так и бывает, что человек отказывается – люди не рвутся к власти. Каждый оценивает себя весьма самокритично. В Туве такого нет.

Я знаю, что год тому назад, на закрытых выборах Верховного Камбы-ламы Тувы, вам всем троим, тибетским учителям-ламам, предлагался пост Камбы-ламы, и все вы трое отказались, несмотря на то, что у вас у всех высшее духовное образование.

– Да, предложение было такое. Но мы недостаточно хорошо знаем язык.

Существует ли в Тибете преступность?

– Очень мало. По крайней мере, я не слышал, чтобы кто-то кого-то сознательно убил, зарезал за много лет. Насильственных смертей не помню – люди умирают естественной смертью.

Выходит, милиция не нужна?

– Да, почти. Тем не менее, там существует правоохранительная система. Бывает, муж повздорит с женой. Но такого, чтобы кровь лилась рекой, чтобы пьяные валялись на улице – нет.

Тибетцы пьют?

– Только безалкогольное пиво.

Извините, но все это кажется сказкой: отсутствие пьянства, нулевая преступность. Наши реалии в этом плане просто удручают. Там лучше, чем здесь, климат мягче. Тогда почему вы здесь? Вас заставили, это строгая монашеская дисциплина?

– Нас никто насильно не заставлял, но мы сами знаем – это наш Путь, наш выбор, долг. Если вы помните, духовный лидер мирового буддизма – Его Святейшество Далай-Лама XIV – побывал в Туве в 1992 году. Изучив положение дел в республике, он дал задание правительству Тибета, Главой которого он является, чтобы оно позаботилось о том, чтобы в Туве появились учителя-ламы. Задача была поставлена – и мы приехали. Однако у нас было право отказаться, я, как видите, не отказался.

Чего вы ожидали, когда ехали в Туву?

– Ожидал множество учеников, хурээ . Но ничего этого не было. Мы приехали в трудное время, языка не знали. Все пришлось начинать с нуля.

Имеются ли у вас долгосрочные цели в плане развития буддизма в Туве?

– В течение 5-6 лет я жил в Туве, работал по мере своих сил и возможностей. Одной из главных моих целей было – адаптироваться в местных условиях. Но теперь я вижу, что искренний интерес к буддизму у тувинцев, мусульман, русских растет . Я был инициатором создания буддийского общества “Нагарджуна”. Теперь оно создано, и наша задача не просто обучать, а привести правосознание людей в соответствие с фундаментальными нравственными законами, выпускать книги, переводить буддийские книги на тувинский язык. Ламы Монголии, Тибета, Тувы должны объединиться ради этой цели . Нам нужно помещение для буддийского общества “Нагарджуна” – мы хотим встретиться с президентом РТ, попросить его о содействии в этом вопросе, обратиться в Верховный Хурал, в Тибетское правительство. Этим летом мы побывали в Монголии, разговаривали на эту тему с ламами. Надеюсь, что все вместе сумеем наладить работу общества. Людям нужны духовные знания.

Нужнее, чем кусок хлеба, деньги?

– Да, знание нужнее – как без знания человек найдет себе кусок хлеба? С другой стороны, кроме духовного развития, человеку необходимы материальные условия, иначе, имея знания, но не имея хлеба, он просто погибнет. Поэтому мы ставим главной задачу духовного развития. Это благородная задача.

Много ли у вас помощников?

– Среди соучредителей общества “Нагарджуна” – 12 человек, есть еще 50-60 человек, которые охотно нам помогают.

В некоторых книгах по буддизму пишется, что Будда сначала не допускал в свою общину женщин. Почему?

– Будда не уничижал женщин. Женщина – это мать, если не будет матери, откуда будет семья, дом? Все сущее на земле – мужчина и женщина, бедные и богатые, те, кто взял обеты, кто не взял обеты – это все едино . Нельзя что-то из этого единства исключить. Таков закон.

Готовы ли вы к смерти?

– С одной стороны, конечно, смерть – это страшно, но страшно в той степени, насколько человек хорошо, праведно живет. Если живет чистой, безгрешной жизнью, ему бояться нечего, но если обманывал, воровал, убивал – у него есть все основания бояться перерождения в аду, где страданий в десятки раз больше, чем здесь. Что касается меня лично, то я знаю о своих недостатках, я стараюсь их изживать, придерживаться правильного поведения. Каждый день я подвожу итоги и стараюсь избегать ошибок.

Как вы относитесь к женской красоте?

– Давайте попробуем разобраться в феномене женской, или любой другой красоты. Допустим, на городском конкурсе красоты победу одержала одна красавица, которая окружена толпой поклонников. Все окружающие оценивают ее красоту в высшей степени. Пройдет неделя. Вдруг эта красавица попала в аварию, из ее тела полилась кровь, лицо повредилось, труп начал издавать запахи. Молодой человек, который был в нее влюблен, не узнает ее, думает, что это неприглядное чудовище перед ним и понимает, что прежняя красота девушки и лежащий перед ней зловонный труп – это одно и то же.

Приходилось ли вам слышать признания в любви от женщин, которые приходят к вам? Как вы поступаете в таких случаях?

– Да, такие признания я слышал много. Я беседую с ними, объясняю им основы монашеской этики, они не обижаются.

Имеется ли у вас некий универсальный совет, который был бы полезен всякому?

– Действительно, ко мне приходят разные люди, все с разными проблемами. Но у каждого свое - судьба индивидуальна. Я вижу проблему, даю рецепт, каждому свой, но в конечном итоге, он универсален.

Но раз он универсален, то есть ли нужда выслушивать все беды, не лучше ли быстро прочитать молитву и отправить домой?

– Нельзя просто отправить домой – ничья жизнь не может быть ненужной . Нельзя человека обидеть невниманием , поэтому мы обязаны принять, выслушать всякого, кто приходит к нам – это наш долг.

Что будет с Россией в ближайшие 10 лет, Америкой, Европой, азиатскими странами, Тибетом?

– Россия будет сильно меняться. Будет и хорошее, и плохое. У Европы будет хорошее развитие, но в то же самое время есть опасные моменты. Америка имеет свободное развитие – это продолжится. В Японии трудности появятся, несмотря на то, что там сейчас развитые технологии. Тибет будет свободным.

А вы поедете на родину, если Тибет будет свободным?

– Обязательно.

Если продолжить эту тему, то не кажется ли вам, что разрушение экологии Тибета, культуры, генофонда – национальная карма народа за прошлые деяния? Ведь, кажется, некогда Тибет был мощным военизированным государством, осуществлявшим набеги на соседние страны?

– Мне хотелось бы, чтобы люди лучше знали, поскольку тяжело осознавать, что есть проблемы. Но есть моменты, с которыми невозможно согласиться. Также о России можно сказать, что в стране много плохого, экономика в развале. Но это односторонняя информация и это приводит к тому, что глубоко в сознании людей укореняется мнение, что Тибет слаб настолько, что с ним нет резона заводить какие-либо отношения.

Каково предназначение живого существа?

– У каждого человека своя цель в жизни. Важно жить эффективно во всех временах – прошлом, настоящем, будущем, а не так, как у большинства простых людей, заботящихся только о благе для себя и узкого круга своих близких только сегодня.

Многие так и живут: думают только о сегодняшнем дне. Они живут без знаний основных законов желтой или какой-либо другой веры, оттого у них так много проблем.

Поэтому важно обучать этим знаниям, а они подскажут, образно говоря, как заработать на кусок хлеба.

Существует мнение о том, что в XXI веке произойдет слияние религий и появится новая, которая даст человечеству свет знания. Как вы думаете: это возможно?

– В Древних буддийских текстах имеются указания на это, поэтому, думаю, что такое слияние религий возможно.

Считаете ли вы перспективным участие представителей религиозных конфессий в общественной, политической жизни? Насколько мы знаем, Далай-Лама XIV активно встречается с лидерами мировой политики и косвенным образом занимается политикой?

– Можно заниматься политикой, но очень осторожно и взвешенно. Много огрехов у тех, кто сейчас занят в политике, в последнее время политика стала грязной, ибо те, кто ею занимаются, используют рычаги власти с корыстной, нечистой мотивацией, исходя из эгоистических устремлений.

Допустим, к вам пришли люди из числа приверженцев желтой веры стали просить вашего согласия на участие в предвыборной борьбе за мандат, например, депутата.

– При условии наличия хорошего переводчика, почему бы и нет. Я бы дал свое согласие, так как есть много нерешенных вопросов, которые можно решить лишь на государственном уровне. Это позволит принести большую пользу обществу.

Ваши пожелания народу в канун восточного Нового года.

– У нас традиционный новый год 31 декабря по европейскому календарю не считается каким-то особенным днем, но, уважая ваши традиции, я всегда поздравляю и с наступлением европейского Нового года, и с Шагаа. Поздравляю всех жителей Республики Тыва с праздником Шагаа и желаю, чтобы предстоящий год был для них мягким, для чабанов – чтобы скот благополучно рос и их семьям жилось легче, чтобы на дачах, полях хорошо росли овощи, зелень, чтобы желания все исполнились.

Для тех, кто читает “Центр Азии” – чтобы на вас и всех остальных снизошло божественное благословение.

Беседовала Рита САМБУ

 (голосов: 0)
Опубликовано 13 февраля 2002 г.
Просмотров: 2510
Версия для печати

Также в №8:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru