газета «Центр Азии»

Четверг, 15 ноября 2018 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2003 >ЦА №2 >Магия ГЕНДОСА

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Зенит трансферы новости футбола футбольные трансферы.

Магия ГЕНДОСА

Люди Центра Азии ЦА №2 (10 — 16 января 2003)

Правда, он похож на великого азиатского полководца Чингисхана? Кто знает, может быть, в его жилах течет кровь древних предков завоевателя Вселенной. Он как магнитом притягивает внимание окружающих. Даже когда молчит. Но когда начинает звучать тувинское горловое пение в его исполнении, кажется, вот-вот рухнут окна и стены от мощных вибраций голоса Гендоса. В магическом пении артиста есть все – звуки шаманского бубна и блеяние овец, скрип несмазанных дверей и ржание коней. Кажется, сама природа поет с ним в унисон. Группа Гендоса часто выступает на сцене без специальной подготовки, без репетиции: прямо на глазах зрителей на сцене рождается живая этномузыка современного рок-авангарда, от которой приходит в восторг американская и европейская молодежь.

Гендос, музыкальный виртуоз-универсал, умеет играть практически на всех музыкальных инструментах мира, особенно им любима виолончель, которая издает порой очень странные звуки, скорее похожие на музыкальную какафонию. А на клавишных Геннадий играет… локтями.

Гендос, Геннадий Чамзырын, 38 лет, уроженец Бай-Тайги, в прошлом солист групп «Биосинтез», «Менги» почти каждый год успешно представляет за рубежом искусство тувинского горлового пения в современных традициях авангардистской музыки на различных фестивалях в странах Европы: во Франции, в Германии, в Голландии. Интересующиеся современной фолкмузыкой (народная музыка, англ. - кантри) за рубежом знают о творчестве Гендоса гораздо больше, чем в родной Туве, где живут такие строгие и объективные ценители его творчества.

– Гендос, откуда у вас такое нетувинское имя?

– Ген – это три первые буквы моего имени, а остальное – обозначение моей электронной почты. Все это слилось в одно и получилось – Гендос. Так называют меня мои друзья, и мне самому нравится это имя.

– Правда ли, что во время международного фестиваля «Устуу-Хурээ» вы взобрались на самую высокую гору и стали выть как самый настоящий волк? Как можно объяснить такой странный поступок?

Гендос молчит и улыбается. Улыбка шамана-певца столь загадочна и многозначительна, что все вопросы отпадают сами по себе. Остается только догадываться, что это было. Быть может, своеобразное приветствие духов родных тувинских гор, а может, что-то другое, кто знает… Иностранцы, прибывшие тогда на фестиваль, удивленно спрашивали местных жителей: «Что это за волк так громко воет с вершины горы?». Местные посмеивались и говорили с симпатией: «Это наш Гендос воет, ему так надо. Вам не понять».

– Про вас говорят, что вы певец, шаман, даже целитель. Так кто же вы, загадочная личность? Что обозначают белые стрелы на вашей черной рубахе?

– Я – все вместе. И шаман, и артист, и певец. Случалось бывать и целителем. Просто я знаю о том, что пение горловиков действует на людей как сильное лекарство, можно лечить голосом. Не стоит очень точно описывать, как это происходит, но во время пения я думаю о людях самое хорошее и желаю им выздоровления. Как бы в знак благодарности за их внимание. Может быть, именно это и дает целительный эффект. В любом случае, я рад, что мое пение помогает людям. Но все же в первую очередь я артист и певец. Музыка – это моя жизнь. А что касается стрел на рубахе... их нашил на нее один мой хороший друг из Красноярска, он и рубаху подарил. Это стрелы языческого бога Перуна. Я принял этот дар, так как он был сделан от чистого сердца, а стрелы соответствуют моим внутренним духовным настроениям.

– Скоро вы собираетесь на гастроли в Германию, а недавно были в творческой командировке в Красноярске. Как встречали вас красноярцы, я знаю, ваши концерты были в Музейном центре и в «Нирване»?

– В течение месяца я встречался с красноярскими зрителями, журналистами местных телерадиокомпаний и газет и не увидел ни одного недоброго лица. Красноярцы – удивительно доброжелательные люди, очень уважительно относятся к древним шаманским традициям тувинцев, восторженно оценивают тувинское горловое пение. Я очень рад, что через мою музыку и пение люди все больше узнают о Туве, о нашей древней национальной культуре. Красноярские рок-музыканты предложили организовать клуб этномузыкии даже предложили название – «Гендос». Я не стал возражать.

– Вы говорили о том, что к вам обращались как к целителю. Случалось ли вам всерьез этим заниматься?

– Да, были случаи. На Западе почему-то этим особенно интересуются, европейцы даже пот с моего лица считали целительным. Я помню случай, в одном кожууне меня попросили исцелить одного безнадежного больного. Мне очень хотелось ему помочь, и я просто дал ему стакан воды и сказал, что это питье должно ему непременно помочь. Через некоторое время, буквально на моих глазах, этот человек встал с постели, хотя почти что умирал. Был другой случай, но он не связан с целительством. Один человек побывал на моем концерте и после моего выступления подошел ко мне и молча дал мне записку. В ней он написал, что три года он выполнял обет молчания, но сегодня после моего концерта фактически его нарушил из-за того, что ему захотелось со мной пообщаться. Этот момент почему-то мне очень запомнился.

Ещё один случай произошел в Новосибирске, во время фестиваля современной фольклорной музыки. Зрители попросили меня рассказать о шаманских обрядах и показать настоящий шаманский обряд. Для этого нужно было разжечь огонь. Рядом с местом проведения фестиваля, прямо на улице в центре города я разжег костер и стал проводить обряд камлания. Вдруг появился участковый милиционер, который стал громко выяснять, кто же разжег костер в неположенном месте, и стал ногами разбрасывать его. «Это я разжег огонь, – сказал я. – Но я предупреждаю тебя, что если ты сейчас уничтожишь священный огонь, то завтра ты умрешь, это я говорю тебе как шаман». Милиционер отпрянул, испугавшись, отошел и через некоторое время, подойдя ко мне, извинился. Потом исчез и больше я его не видел. Молодежь, мои поклонники быстро подкормили священный огонь щепками и ветками, и он вновь запылал ярко, и я смог завершить шаманский обряд по всем правилам. Зрители были довольны.

– Я видела фигурки животных, которые вы вырезаете из агальмотолита, бубен, сделанный вашими руками, национальные сапоги (идики), сшитые тоже собственноручно… Откуда такие таланты?

– Я родился и вырос в Бай-Тайге, где в каждом селе у коренных жителей обязательно есть какой-то природный талант. Например в Кызыл-Даге почти все жители от мала до велика – сплошь камнерезы, показывают иногда приезжим удивительные образцы древнего искусства. В других селах: Бай-Тале, Шуе, Тээли у многих – врожденная склонность к наукам, поэтическому творчеству, пению, изготовлению народных инструментов. Таких талантливых людей у меня на родине много, я только один из них.

– Вы много ездили по свету и наблюдали жизнь, обычаи, привычки людей разных стран. Какие впечатления у вас остались после зарубежных турне?

­– Когда сравниваешь жизнь сытого Запада с нашей жизнью, сердце просто сжимается от жалости. Да, я видел богатство и знаю, что такое бедность. Однако за всем этим экономическим благополучием современных западных людей скрывается какой-то искусственный порядок, некая духовная ущербность. В погоне за процветанием, сытой жизнью они как будто упустили что-то главное, и сами не могут осознать – что. У нас хоть и бедно люди живут, зато есть свобода: хочешь посидеть у речки, позагорать – сиди, хочешь в тайгу – пожалуйста, можно спокойно попить чистой воды из любого родника, речки, подышать чистым воздухом – никто не одернет, не потребует отдельную плату. У нас и без денег можно пожить какое-то время. Есть, конечно, у нас безобразия, нет хозяев, все запущено, но есть свобода, европейцы лишены ее, лишены возможности общаться с дикой природой.

– Сильно ли европейцы отличаются от нас, азиатов?

– Конечно, отличаются. Общее то, что везде люди одинаково хотят счастья. Просто на Западе люди зациклены на материальном, духовное их интересует мало. Дефицит духовности.

– А что вас больше интересует: духовные богатства или материальные? Много ли было соблазнов в вашей богатой артистической карьере?

– Соблазны были. Предлагали деньги, работу, перспективы остаться за рубежом.

– Но все же, Гендос, почему вы не остались там, на благополучном Западе?

– Есть мнение, что тувинцы не могут жить долго нигде, кроме своей родной Тувы. Может быть, это в какой-то мере относится и ко мне. Хотя за пределами Тувы мои силы как будто увеличиваются во много раз. Я чувствую большую ответственность за нашу республику и хочу представить нашу маленькую Туву самым достойным образом, красиво. Ведь Тува на карте такая незаметная, и зрители-европейцы почти ничего не знают о древней культуре нашего народа, традициях. Кроме того, я имею обязательства перед моей женой и детьми, это мой долг семейного человека. Я должен выполнять свой долг.

– Большая ли у вас семья?

– Жена, трое детей, старшая дочь учится в институте в Барнауле. Два мальчика. Старший сын, Менги, также как и я увлекается рок-музыкой, из всего арсенала музыкальных инструментов он выбрал гитару как и многие юные рокеры его возраста, ему 14 лет. Мама моя, Чечекмаа Сарыгларовна, до сих пор работает бухгалтером в ГУП «Балгазын» имени Сергея Шойгу. Отца, Тимофея Кара-Саловича, мы потеряли, когда ему было всего 33 года. Он был на редкость сильный и красивый человек. Я был старшим из шести детей. Обычно тувинские семьи многодетные. Учился в школе и помогал матери растить младших сестер и братьев.

– Как вы пришли в музыку?

– Еще со школы пение в тувинском национальном стиле, игра на различных музыкальных инструментах увлекали меня. Потом в армии я тоже имел возможность заниматься музыкой. После армии в деревенском клубе села Кочетово играл с ребятами в местном ансамбле, совершенствовался.

– Как вы считаете, что сейчас главное для нашего народа?

– Я думаю, нам надо возрождать нашу древнюю духовную культуру, развивать национальное самосознание, расширять круг наших знакомств, быть открытыми для мира, больше общаться с представителями других культур. Другими словами, нам надо просто открыть глаза и по-новому посмотреть на мир.

– Гендос, много ли у вас друзей?

– Везде, где мне приходилось бывать с концертами, у меня остались друзья, с которыми я время от времени встречаюсь, поддерживаю связь. Моя дружба с шотландцем Кеном Хайдером и англичаниным Тимом Ходжекинсоном продолжается вот уже почти девять лет. Это мои собратья по музыке. Нас связывает не просто дружба, нам удалось реализовать несколько международных проектов. Один из последних – это проект «К-Sрасе». В прошлом году нам удалось выпустить диск «Белый медведь». Друзей в России, Казахстане, многих городах мира у меня немало. Есть даже друзья из индейских племен, они провозгласили меня вождем девяти индейских племен. Это, конечно, шутка, но мне нравится этот титул.

Гендос немногословен, не любит излишней суеты, шума и больше склонен к философскому осмыслению реальностей этого феноменального мира. Его личность притягательна и многогранна. Он околдовывает толпы поклонников магией своего уникального искусства, и сегодня он готов открыто разговаривать со своим народом и дарить ему тепло своей души и петь свои чудесные песни.

Изображены два человека – завоеватель Вселенной Чингисхан и Гендос

Кто где – угадайте!

Фото из архива Геннадия Чамзырына

Рита САМБУ

 (голосов: 1)
Опубликовано 16 января 2003 г.
Просмотров: 5909
Версия для печати

Также в №2:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2018 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru