газета «Центр Азии»

Четверг, 25 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2003 >ЦА №31 >"ФИЗИКИ ВСЕГДА ЛИРИКИ"

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

"ФИЗИКИ ВСЕГДА ЛИРИКИ"

Люди Центра Азии ЦА №31 (1 — 7 августа 2003)

"ФИЗИКИ ВСЕГДА ЛИРИКИ"Научная, творческая интеллигенция Тувы не так уж многочисленна. Все на виду, знают друг друга. Однако, отправляясь на очередную встречу для читателей «ЦА» с одним из ученых, всегда чувствуешь себя человеком, которому предстоит найти клад с духовными сокровищами.

В поисках сокровищ на этот раз я оказалась в доме доцента кафедры физики Тувинского госуниверситета, кандидата педагогических наук Хеймер-оола Мынмыровича Саая. Привели сюда письма читателей «ЦА», которые назвали его «Человеком года – 2003» в номинации «Наука».

Заслуженного учителя Республики Тыва Хеймер-оола Саая, педагога с сорокалетним стажем работы, справедливо считают всесторонним человеком. Он не просто учит физике студентов, он учит творчески мыслить. При этом сам поет, сочиняет песни. Когда ученый поехал вместе с редакцией «ЦА» на церемонию награждения по итогам опроса «Человек года – 2003» в Чадан, он взял с собой свой баян. Играл веселые и лирические мелодии, пел вместе с супругой Зоей Федоровной. Участники фестиваля «Устуу-Хурээ – 2003» танцевали на поляне под зажигательную игру физика.

Зная давно эту семью, я всегда воспринимала главу как самого тихого члена семьи. Его не бывает слышно и видно, когда приходят гости к детям, к супруге. Очень скромный. Улыбчивый. Невероятно деликатный. Поэтому сейчас я пришла с объявлением, что хочу пообщаться именно с хозяином дома отдельно. «Выгнать внуков» из комнаты, чтобы поговорить с журналистом, для Хеймер-оола Мынмыровича значит вежливо попросить их и тихонько постоять в стороне, чтобы шумные чада убежали в другую комнату для игр. Зоя Федоровна находилась на отдыхе в санатории.

Мы ведем неторопливую беседу один на один.

– Хеймер-оол Мынмырович, получение новых знаний о природе вещей для физиков порой происходит при необычных обстоятельствах. Как известно, Архимед плескался в ванной перед тем, как задуматься о правилах объемов жидкости и тел; на голову Ньютону упало яблоко, что повлекло за собой открытие закона всемирного тяготения. Вы исследовали физику юрты. С вами что-нибудь случилось? Вам что-то упало на голову?

– (Смеется.) Да, такие легенды о физиках существуют… Когда долго думаешь над решением какой-то задачи, достаточно одного подходящего случая, чтобы подтолкнуть мысль в нужном направлении.

"ФИЗИКИ ВСЕГДА ЛИРИКИ"На меня ничего не падало. Юрта меня интересовала с детства, я родился и вырос в ней. Я всегда думал: «Почему хараача (верхний круг дымохода) держится на высоте, подпираемый жердями по кругу? Почему не падает?» Меня также интересовало, почему при построении юрты хана (решетчатые стены) с внешней стороны обвязывают веревками или арканами. Зачем так сильно привязывать?

"ФИЗИКИ ВСЕГДА ЛИРИКИ"Ответы на эти загадки кроются в правилах сложения сил, векторных величин. Эти правила изучаются в школе. Конечно, раньше тувинцы не думали, что складывают векторные величины. Законы физики они чувствовали «кожей» и строили юрты согласно многовековым традициям.

Также по-простому использовали законы физики при игре кажык (косточки). Когда основную кость подбрасывают, она падает под действием силы тяжести. За это время надо успеть собрать с земли как можно больше других косточек. Понятно было, что времени у игрока больше, если выше подбросить кость.

Когда я сам изучал физику в школе, не до того было, чтобы понять все эти вещи с точки зрения науки. А вот когда начал преподавать, то пришла мысль использовать это в обучении. Надо тувинским ребятам показать, что законы физики не приходят из Москвы, а живут рядом с нами. В юрте, в пути, во всей окружающей жизни. Специально для этого была написана на тувинском языке книжка «Механика болгаш чылыглыг болуушкунар» («Механика и тепловые явления». Кызыл, 2001).

– Объясните, пожалуйста, популярно, что вы интересного нашли с точки зрения физики в конструкции и пространстве юрты?

– Здесь действует закон всемирного тяготения, который открыл Ньютон еще в 1678 году. При построении юрты работают правила сложения сил, они складываются в виде тонких жердей, все вместе они поддерживают круг – хараача. Если жердей будет мало и их сложить неверно, они сломаются и круг упадет. Когда их много и их складывать по правилам, можно получить достаточно большую силу. На юрту может взобраться даже коза, баран, маленький ребенок, ходить по ее покатой крыше – она устоит. Помню, в моей родной Монгун-Тайге все время сгоняли козлят с крыши.

Все жерди, которых в самой маленькой юрте должно быть семьдесят две, имеют одинаковый размер и длину. Если бы юрта была прямоугольной формы, то пришлось бы все жерди делать разных размеров, и при сборке и разборке постоянно помечать, следить за соблюдением порядка. А в круглой – все жерди одинаковы, можно брать все подряд и устанавливать.

– Получается, что тувинцы (и все народы, которые используют в быту юрту) создали универсальную конструкцию жилья, которая необычайно устойчива. Ведь она просто стоит на земле, ни к чему не приколочена и не врыта в землю…

– Да, юрта и ветром не сдувается. У нее круглая обтекаемая форма. Если бы она была плоская, то сразу бы упала. В Монгун-Тайге, например, страшные ветры, могут человека сдуть. А юрту ветер обтекает. Она не разваливается.

Юрта имеет также интересный объем. Если бы у нее были углы, то в них надо было бы ставить обязательно угловые предметы. А она круглая, поэтому туда можно ставить все, что угодно. Очень большая вместимость.

Все это является одним из проявлений практического ума, народных знаний, и используется до сих пор.

– Сколько человек могут собирать юрту? Ведь это достаточно трудоемкая задача, если учесть то, что надо поднять в воздух жерди по кругу, вознести ввысь по правилам хараача, и все это прикрепить и друг к другу, и к стенам.

– Можно троим собирать. Один человек стоит в центре и держит высоко круг на палке, а двое устанавливают жерди по одной в обеих руках так, чтобы жердей первоначально получилось четыре в четырех сторонах. Потом переходят дальше и подставляют другие жерди. А первые четыре жерди вполне могут сначала удержать круг.

– Если жерди сами могут удерживать этот круг, то почему во многих юртах в центре еще стоит шест от земли до хараача? В чем его функции?

– Шест носит название «багана». Это на всякий случай. Если ветер станет сильным, если кто-то взберется на крышу. С багана юрта еще более устойчиво стоит.

– Бывает, что багана не одна?

– Иногда одна, иногда две ставят. А в целом, жерди держат и без баганы. И причем, если юрта покрывается войлоком, то не одним, а четырьмя большими полотнами. Это очень большая тяжесть, даже больше, чем хараача.

Это сейчас в юрте появились и гвозди, и другие металлические предметы. Раньше вообще ничего искусственного не применялось. Веревки плелись из войлока, все детали юрты делались из тальника (ивы) – самого легкого дерева. Сейчас делают из лиственницы, но она очень тяжелая. Юрта получается тяжелая. Можно, конечно, и так делать, но при перевозке это будет большой груз. Раньше кочевали с помощью одной только лошади. Но сейчас есть машины, они могут перевозить и тяжелые юрты.

– Кроме особенностей конструкции, вас ведь заинтересовала и система вентиляции в юрте. Расскажите о ней.

– Здесь очень просто. Конвенционные потоки всегда осуществляются так: более холодный, тяжелый воздух опускается вниз, а прогретый, легкий поднимается вверх. Если в юрте затопили, то в ней воздух становится горячий. Чтобы не было жарко, существует естественное решение проблемы. Решетчатые стены юрты стоят просто на земле, ничего больше там нет. В щель между покрытием юрты и землей снизу внутрь поступает холодный воздух. Прогреваясь в юрте, уходит наверх через дымоход. Таким образом, постоянно происходит освежение воздуха.

Если вентиляцию требуется увеличить, то полог юрты снизу приподнимают, поток холодного воздуха увеличивается. А если надо тепло сохранить, то полог опускается.

– Учить законы физики по примерам из народного быта – очень увлекательно и полезно для познания своей культуры. В вашем пособии для студентов задачи начинаются так: «Всадник скакал из одного аала в другой…», «Студент ТГУ стоял на берегу Енисея и бросал камешки в воду…». Вы всегда «отувиниваете» задачи?

– Во многих задачниках, пособиях есть такие задачи, которые, к примеру, упоминают метро, эскалаторы. Но ведь наши ученики не знают что это такое, они этого не видели. И как они будут решать такие задачи? Поэтому мне хочется, чтобы примеры были связаны со знакомыми предметами быта. И тогда физика становится интересней, творчески украшается.

– Значит, будучи физиком, вы одновременно и лирик?

– (Смеется). Физики – всегда лирики.

– Это такое правило?

"ФИЗИКИ ВСЕГДА ЛИРИКИ"– Да. Наша кафедра физики ТГУ на шуточных конкурсах всегда занимала первые места. Мы однажды, это было десять лет назад, создали оркестр из звукового генератора – лабораторного прибора, который издает звуковые волны. Мы соединили несколько генераторов, издающих каждый определенный звук: «ля», «до», «ре» и другие. Таким образом собрали небольшую тувинскую мелодию: «Дэн, дэн, дэн…» И получили первое место за такое творчество.

Даже в истории много таких случаев: Альберт Эйнштейн прекрасно играл на скрипке, Макс Планк (родоначальник квантовой теории) играл на фортепиано. Физики, когда собирались, не только теорию обсуждали, но и устраивали прекрасные концерты.

– На фестивале «Устуу-Хурээ–2003» вы уже продемонстрировали всем, что играете на баяне. На каких инструментах еще играете?

– На мандолине, на балалайке. Играю дома и даже во время лекций. У меня есть тема «Звук». Мы там разбираем музыкальные звуки, что такое аккорд, состав звука и прочее. Приходится показывать. Для проверки играю «Полонез» Агинского. Тому, кто правильно назовет произведение и автора, я даже зачет ставлю.

– А дома вы играете для души? Ведь вы с Зоей Федоровной, вашей супругой, поете прекрасным семейным дуэтом.

– Поем. Мы любим песни. Я сам «грешу» немножко: пишу песни. На свои слова, на слова других.

У меня семь официально принятых песен. Они обсуждались на комиссиях, приняты Союзом композиторов республики, напечатаны в разных сборниках. Это: «Ыржыгаш» на слова Сергея Пюрбю. На свои слова я написал «Кызылым сен» (про город Кызыл). Детские песни у меня есть – «Хемчигеш» и «Анайлар».

Одна из последних песен – на слова Сергея Пюрбю «Кыраан назын, оршээп корем» («Простите меня, мои преклонные года»). Поэт просит прощения у старости, что не обращал на нее внимания, не посвятил ей стихов, все время писал о молодежи. Он обещает, что в вечернее время придет и исполнит ей песню.

– Если бы время можно было вернуть вспять, и перед вами снова появилась возможность выбора профессии, что бы вы выбрали: физику и педагогику или музыкальное творчество?

– М-да, вопрос очень интересный (неожиданно смущенно и задумчиво). В то время, когда я учился, не было музыкальной школы. Ни в Мугур-Аксы, ни в Чадане, где я жил. Если бы музыкальные школы были, то я бы, наверное, заинтересовался музыкой.

А в реальности получилось так, что мое музыкальное образование состоит из… двух вечеров.

"ФИЗИКИ ВСЕГДА ЛИРИКИ"Когда я учился в 8-9 классах школы в Чадане в 1953-55 годах, там был такой интересный человек, военный музыкант Кара-Сал Тамдын. В один вечер он мне показал, что такое нотный стан и расположение нот на мандолине. На следующий вечер я узнал от него, что такое знаки альтерации и счет. Вот на этом и закончилось мое музыкальное образование.

Ну, а дальше я самостоятельно учился. Прочитал книжку Вахромеева «Элементарная теория музыки». Учился я, в основном, по «Самоучителю игры на баяне» Басурманова.

– У вас весьма интересная семья с творческим уклоном. Я имею в виду ваших родных братьев – очень известных людей. Для Монгун-Тайги, откуда вы вышли, братья Саая – прямо-таки герои, предмет гордости земляков. Расскажите о вашей большой семье.

– Родители у нас скотоводы – араты. Образования не имели, но грамоту знали. Мама Оруспай Салчак учила нас русской грамоте, когда та впервые появилась. Она даже говорила нам: «Посмотрите какая интересная буква «Ф». Как будто две барбы (кожаных мешка) висят с двух боков коня».

Отец Мынмыр Менгитиевич Саая тоже читал по буквам. Однажды, когда я уже сам был в восьмом классе, он читал газету и произнес: «Хрущев» через «е» вместо «ё». Заметил упущение русского языка и прочитал так, как было написано (смеется).

Нас, родных детей, было девять человек. Я – самый младший, поэтому и имя у меня – «Хеймер» («младший»). Так получилось, что мы все получили довольно неплохое образование, хотя многие не учились по-настоящему.

Старший наш брат Шожут-оол учил районных даргаларов (начальников). Он рано умер и я не знаю, откуда он выучился грамоте. Потом по старшинству идет Шожул. Он учился в армии Тувинской Народной Республики. Прекрасный столяр, делает тувинские музыкальные инструменты. Играет, поет. Сейчас ему уже 83 года. Сын его – тоже краснодеревщик. Они живут в Тоора-Хеме.

Затем – Бюрбе Саая, известный композитор. Ни одного класса школьного образования не имеет. Но талантливый самоучка. Следующий брат – Самыя, он окончил партийную школу. Живет в Тодже. Две сестры: Кара и Папай. Кара переехала в Кызыл из Монгун-Тайги. Сарыг-оола Саая вы знаете. Известный художник. Умер десять лет назад. Мижит-оол Саая, физик-математик по образованию, долгое время работал в газете «Шын». И сейчас продолжает заниматься журналистикой.

Я – девятый. Единственный из всех прошел образовательную лестницу до конца: окончил институт, потом – аспирантуру в Москве, защитил диссертацию по методике преподавания физики в 1983 году.

Была еще одна младшая сестра, она умерла при родах. Родители также усыновили еще одного ребенка, одиннадцатого. Он тоже имеет специальность, правда, особую ­– непревзойденный вор. Где только не сидел. Неисправим, к сожалению.

– Свое недостаточно реализованное тяготение к музыке вы передали своим детям – сыну и дочери. Ведь они имеют музыкальное образование, а Алексей Саая сейчас работает в симфоническом оркестре филармонии. Или они сами пошли в сторону музыки?

– Мы с женой вначале их заставили. С Алешей получилось все хорошо, музыка стала его специальностью. Сначала он учился в музыкальной школе в классе скрипки. Потом, правда, увлекся гитарой. Окончил училище искусств. Потом – высшее музыкальное училище имени Гнесиных в Москве.

Анжелу тоже хотели увлечь музыкой. Но она только окончила семь классов музыкальной школы, дальше не пошла. Продолжает, правда, играть на пианино. Не часто.

Внуки наши еще определяются с интересами. У Алеши сын Мерген 13 лет и дочь Алена 3-летняя. Дочери Анжелы Ажыкме – 13 лет.

– Ваша супруга вполне могла управлять поисками ваших детей. Ведь это заложено в ее специальности.

– Да, она окончила Московский институт культуры. Работала режиссером народного театра юного зрителя. Сейчас это дело продолжает Айлана Чадамба. Потом Зоя Федоровна долгое время работала в партийных органах, и при этом всегда отвечала за культуру, за образование.

– Интересно, когда физик-лирик познакомился со своей будущей половиной? И самое главное, чем ее покорил? Лирической частью натуры или блеснул знанием точных наук?

– (Глубоко вздохнул и широко улыбнулся). Я могу об этом говорить много и долго. Постараюсь короче.

Впервые я увидел Зою в 1958 году. Я окончил первый курс физико-математического факультета Кызыльского пединститута и летом на каникулы поехал с братом отдыхать на Тоджу.

Меня сразу привлекли к подготовке концертов к Наадыму в Тоора-Хеме. Я готовил две песни. Выхожу на сцену, вижу, сбоку от зрителей стоит группка девушек. Среди них выделяется румянощекая девушка в кирзовых сапогах. Я еще подумал: «Вот красавица! Познакомиться бы с ней».

Потом выступал на открытой площадке. Смотрю, а она стоит с русской подругой, совсем рядышком, впереди всех. Я пел как раз песню «Отчего». Эта песня тогда впервые появилась, народу она была интересна.

(Принялся ностальгически напевать: «Отчего эта песня звучала, и ее ты со мной не поешь?..»)

Потом я поехал в совхоз Адыр-Кежик. Смотрю, а она там бегает, коров доит, за водой ходит. Однажды она за водой пошла, и я решился. Мне пришлось вылить воду из полного ведра, чтобы тоже пойти к речке. Пошел за ней. Помню еще, там была маленькая рыжая собачка – хава ыът. Она начала на меня лаять, а Зоя увидела, отозвала собачку, успокоила ее.

Мы вместе набрали воды, сели у речки и разговаривали. Вот с этого все и началось…

Хеймер-оол Мынмырович показывает фотоальбом молодости. Многие из снимков юной Зои Федоровны делал сам супруг, любуясь красотой жены. Даже есть фотография речки и дерева, на котором они сидели в первые свидания. Влюбленный физик-лирик позже специально запечатлел памятное место.

– Значит, вы все-таки применили хитрый, прямо-таки математический расчет, чтобы познакомиться с девушкой.

– (Смеется). Ну, не знаю... Может, песня ее тоже заинтересовала. Именно тогда она заметила меня, с подругой даже искала после концерта как исполнителя красивой песни. Так что песня «виновата»… (пауза и хитрый прищур глаз).

– ... в вашем семейном счастье.

– Да! (Снова заливисто смеется).

Фото автора, Надежды Антуфьевой и из семейного архива Х.М.Саая

Фото:

1. Хеймер-оол Саая на фестивальной поляне «Устуу-Хурээ». Июль 2003 г., г.Чадан.

2. Установка юрты. Сила тяжести хараача уравновешивается реакцией жердей.

3. Физик-лирик разучивает песню «Любимой девушке». Январь 1959 года.

4. Любимую девушку фотографировал будущий супруг в городском парке. 1959 г., Кызыл.

5. Музыкальное образование физика длилось два вечера. Конец пятидесятых годов.

6. В семейном счастье Зои и Хеймер-оола Саая «виновата» песня. Конец шестидесятых годов.


Чимиза ДАРГЫН-ООЛ

 (голосов: 4)
Опубликовано 1 августа 2003 г.
Просмотров: 7766
Версия для печати

Также в №31:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru