газета «Центр Азии»

Четверг, 15 ноября 2018 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2004 >ЦА №25 >«БЕЗ КАТОРГИ НЕТ СКАЗКИ»

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

«БЕЗ КАТОРГИ НЕТ СКАЗКИ»

Люди Центра Азии ЦА №25 (24 июня — 1 июля 2004)

altПойти в артисты, чего уж греха таить, многие мечтают с детства. Но для кого-то юношеские порывы так и остаются грёзами, в то время как их сверстники оказываются более смелыми и делают сказку былью. Раиса Стал-оол ­– заслуженный работник культуры Республики Тыва, директор детской хореографической школы города Кызыла, создатель и бессменный руководитель ансамбля «Алантос» – в девятилетнем возрасте не побоялась уехать учиться за тысячи километров, в Бурятию, и открыла для себя страну танца: страну сказки и каторги.

МНЕ ПРЕДСТАВЛЯЛАСЬ СКАЗКА

–Раиса Седиповна, а как приходят в хореографию? Как, например, пришли вы?

«Какая красивая девочка, таким девочкам нужно быть артистками”. В первом классе хореографического училища, 1974 год.– Абсолютно случайно. Раньше министерство культуры занималось обучением кадров и регулярно отправляло на учёбу детей в Улан-Удэ. Приезжали в Туву великие мастера, артисты балета знаменитые и по школам, по районам отбирали одарённых детей. В 1974 году, когда я училась в четвёртом классе в школе №7, я бегала на перемене по коридору, и вдруг меня останавливает мужчина и говорит: “Какая красивая девочка, таким девочкам нужно быть артистками!”. Это был Валерий Хараев – артист балета Бурятского театра. Потом он стал директором Бурятского государственного академического хореографического училища. Он меня сразу же принял.

Отобрали четыре ребёнка: ШолбанаДонгака, Орлана Чолбенея, Валю Шолжап и меня. Правда, Валя и Орлан не закончили училище, ушли. Сейчас из нас хореографией только я занимаюсь, остальные избрали другие пути: Шолбан стал юристом. Орлан – руководитель постпредства Тувы в Москве. Чем занимается Валя сейчас, я не знаю.

– И вы сразу согласились ехать?

– Конечно! Мне, девятилетней девочке, представлялось: я ка-а-ак приеду, ка-а-ак начну танцевать! Мне представлялась сказка. На самом деле сказка была: балет сам по себе сказка, но был и очень тяжёлый труд. У нас практически не было свободного времени: занятия начинались в восемь утра и заканчивались в шесть вечера. И обязательно вечером, особенно в старших классах, спектакли. Но школа жизненная, я считаю, у меня была шикарная.

Раиса – выпускница хореографического училища – на фоне Бурятского академического театра оперы и балета.– А какие ваши самые яркие впечатления от училища?

– У меня все восемь лет учёбы – сплошные яркие впечатления. Тогда в Бурятии было всё очень профессионально, чего до сих пор нет в Туве. Нас воспитали так, что никогда я не смогу даже на минутку зайти на сцену в шубе и в шапке. Есть законы сцены, которые нельзя нарушать и соблюдения которых я у нас не вижу.

Яркие впечатления – это лучшие балетмейстеры России. Я видела звёзд балета, видела, как они танцуют, как они работают, видела все балеты, все оперы в лучших постановках. Было чудесно. Атмосферу нашего училища стараюсь нести в себе и передавать ученикам.

Над училищем шефствовал Мариинский театр, к нам постоянно приезжали балетмейстеры из Санкт-Петербурга, и я себе поставила задачу поступить только в Санкт-Петербург, ведь это колыбель русского балета.

До сих пор помню утро перед поступлением, это очень яркое впечатление. Приехала в шесть утра, пошла на Дворцовую площадь. Стояла одна, восходило солнце, было очень красивое зарево. Стою, смотрю на Александрийский столб и прошу Бога, чтобы он помог поступить и закончить институт.

Профессиональных экзаменов было шесть. Самые сложные – импровизация и домашнее задание. Захожу я на экзамен по импровизации, мне говорят: «Вот вам играют на рояле, станцуйте. Тема – труд­». Причём, никакой пантомимы только хореография! Но я собралась, сконцентрировалась и станцевала. Мне ещё не самое страшное досталось, была ещё тема – «мочалка из мойдодыра».

Домашнее задание – тебе дают тему, и надо на следующий день станцевать по этой теме танец. Мне попалась тема «Силы природы», я танцевала «Танец огня». Профессиональные экзамены сдала на пятёрки. А вот с сочинением были проблемы. Так сильно волновалась, что решила – сначала напишу сочинение, а знаки препинания потом расставлю. Но только я написала, как время кончилось! Пришлось работу сдать. Естественно, я получила два, мне сказали: «Полная безграмотность, ни одной запятой в сочинении».

У меня была страшная паника, я даже звонила в Туву, в Министерство культуры, и умоляла, чтобы они позвонили и попросили разрешение на пересдачу. Всё-таки мне в виде большого исключения разрешили пересдать, так как по профессиональным предметам были пятёрки. Слава Богу, пересдала. Так, с трудностями, поступила в Университет культуры и искусства Санкт-Петербурга.

В НАШЕЙ СЕМЬЕ АРТИСТОВ НЕ БЫЛО

А откуда у вас склонность к балету? В вашей семье есть артисты?

– В нашей семье артистов не было, правда, моя тётя – Дина Михайловна Кирилова – была директором музыкальной школы, директором хорового общества. Моя мама – Зинаида Михайловна Вохминазакончила партийную школу, была партийным работником, работала администратором кафе “Аян”. Отец ­– Седип Семёнович Севен – работал водителем автобуса.

Мой дедушка – Семён ХунаевичСевен – закончил Московскую военную академию имени Фрунзе, был полковником тувинской народной армии, готовил военные кадры, был награжден многими орденами, сейчас его фотография висит в музее имени шестидесяти богатырей. Моя бабушка – Раиса Романовна Севен – тоже училась в Москве, в Туве преподавала русский язык, была переводчицей. Другой дедушка – Михаил Денисович Федкин – воевал, дошёл до Берлина, имел множество ранений и множество наград. Бабушка –Дора Ивановна Кудрявцева – работала в администрации театра, к творчеству никакого отношения не имела.

alt– Ваши дети пойдут по вашим стопам?

Нет, но не потому, что не хочу, а потому, что они уже насмотрелись, как мы работаем, как постоянно заняты. Мы и праздникам рады не потому, что можно отдохнуть, а потому, что в общеобразовательных школах нет занятий, наши ученики больше времени могут уделить занятиям хореографией.

Моя дочь Александра сейчас учится на факультете иностранных языков в Санкт-Петербургском университете имени Герцена, но она тоже в нашей хореографической школе училась, закончила классическое отделение.

Сыну Тимуру сейчас семь лет. И он тоже в нашу школу будет поступать. Хочет стать то пожарником, то врачом, последняя мысль – стать пианистом.

В МОЕЙ ЖИЗНИ МНОГО СЛУЧАЙНОСТЕЙ

– Как и когда вы организовали ансамбль “Алантос”?

– Тоже случайно, в моей жизни много случайностей. В 1993 году я окончила университет и вернулась в Туву. В министерстве культуры мне сказали, что мест нет, работать негде… Иду я, расстроенная, по улице и встречаю директора детской хореографической школы Нелли Викторовну Белую, и она предлагает мне пойти работать к ней. Мне, конечно, хотелось работать со взрослыми артистами, ставить какие-то серьёзные, классические номера, у меня ведь специальность – балетмейстер, но я согласилась, поскольку работы не было. Хотя было очень обидно. Тогда в школе было всего пятьдесят шесть детей, и всё было на уровне самодеятельности, а мне хотелось что-то профессиональное делать.

Учимся балету. 2000 год.Я начала сразу же с детьми серьёзно работать, мы заказали пуанты, балетную обувь. До этого формы у детей не было: кто в купальниках был, кто в колготках, кто в шерстяных носках, в чешках. А на головах вообще непонятно что. Нас в хореографическом училище воспитали на таких канонах: прийти с растрёпанной головой на урок – это грех великий, ребёнок должен быть всегда аккуратно одет, должна быть форма, на голове у девочек должна быть «луковица» – волосы в узел собранные. Нас так учили с детства.

Стали мы заниматься, купили форму. И сразу же надо было какой-нибудь номер всего за два месяца поставить к конкурсу. Я ничего сложного не могла поставить, поскольку дети были ещё “недвижимые”. Решила сделать такой номер, чтобы там было не много движений “лексики хореографической”, а чтобы было композиционное перестроение, примерно, как в русских хороводах. Первый танец, который я поставила – это и был «Алантос». Получилось очень хорошо, ведь в простоте всегда красота. Мы этот номер и сейчас показываем. От него и появилось название ансамбля.

– А что означает название?

– «Алантос» – это из буддийского эпоса – святой цветок, который растёт на болоте, но сам не запачкан, чистый. С тувинского языка переводится как «девять лепестков лилии».

– Вы участвовали во многих фестивалях и конкурсах. Какой из них больше всего вам запомнился?

– Конечно же, «Весёлая радуга» в Одессе. От поездки остались очень яркие впечатления. Там очень доброжелательные и открытые люди, было тепло, рядом море, дети были очень довольны. Одесса – это теперь второй мой любимый город после Санкт-Петербурга.

А телеконкурс “Утренняя звезда” у меня оставил самые отвратительные впечатления. Это никакой не конкурс – это просто шоу-программа, детьми там никто не занимается. Туда не стоило ездить и тратить на это деньги.

ЕСЛИ ТЫ ДОБРЕНЬКИЙ, ТО ДИСЦИПЛИНЫ НИКОГДА НЕ БУДЕТ

– Говорят, вы очень строгий учитель?

– Дети учителя всегда очень тонко чувствуют. И если ты злой, то они к тебе просто не пойдут. Если ты добренький, то дисциплины никогда не будет. А без дисциплины не может быть балета. Но если через строгость будешь учить детей профессионализму, то они это поймут. У меня, например, всегда полные классы.

“Всемирный курултай тюркских народов”. Стамбул, Турция, 2000 год.– Сколько сейчас у вас ребят занимается?

­– Примерно четыреста человек, но дети в течение года отсеиваются. Родителям кажется, что это очень просто – танцевать. Но это тяжело, особенно, совмещая две школы.

Приходят к нам не сами, приводят обычно родители, мы набираем с пяти лет. Но родители всегда говорят, что ребёнок артистом не будет, а будет заниматься «для себя». Но потом, когда родители побывают на наших отчётных уроках, они уже за то, чтобы ребёнок более серьёзно занимался. Родители могут отслеживать творческий рост ребёнка. Каждую четверть у нас идут контрольные уроки, раз в год даём отчётный концерт.

Мы ставим оценки, при выпуске выдаём аттестаты. Учиться у нас сложно, но каждый год примерно три человека с красным дипломом заканчивают.Пять учеников стали лауреатами стипендии «Одарённые дети России»: Артур Монгуш, Ольга Хомушку, Шенне Ховалыг, Алёна Чижитмаа, Айдыс Саая.

Возрастных ограничений у нас нет. Вот недавно позвонила женщина и спросила: “Мне пятьдесят семь лет, могу я у вас заниматься?” Я ей сразу ответила: “Конечно”. Неважно сколько человеку лет, танцевать можно и в девяносто, главное, чтобы душа пела. По вечерам к нам взрослые ученики приходят и занимаются. У нас четыре отделения: подготовительное, классическое, народное, бальное. Специально для людей взрослых открыли группу«Сеньоры».

– А какое отделение самое популярное?

– По количеству ребят, конечно, подготовительное отделение, где занимаются малыши. На подготовительном отделении очень интересная программа, там работает замечательный преподаватель с огромным стажем – заслуженный работник культуры Республики Тыва Лидия Сарбаа.

– Дети из кожуунов у вас занимаются?

– Наша школа, к сожалению, только городская, хотя и из кожуунов у нас есть дети: те, кто здесь у родственников живёт. Я мечтаю, чтобы школа стала республиканской, но это зависит не от меня.

ЛЕНИВЫЕ ДЕТИ У НАС ДОЛГО НЕ УЧАТСЯ

– Какие качества вы стараетесь развить в учениках?

– Я хочу, чтобы ученики были не просто внешне красивыми людьми, а чтобы у них была внутренняякрасота. Через наше воспитание, через искусство они сразу же становятся дисциплинированнее. Родители часто говорят: “Как в эту школу пошли, дети перестали терять время зря, теперь всё успевают”. Все ученики у нас очень трудолюбивые, потому что у нас учиться очень сложно. Ленивые дети у нас долго не учатся.

– А с выпускниками вы связь поддерживаете?

­– Конечно. Вот что интересно: даже те, кто не пошёл по тропе хореографии, стараются поступить в Санкт-Петербург, настолько я их «заразила» любовью к этому городу.

– Многие ли ваши выпускники пошли в балет?

– Нет, не многие, мы ведь в школе готовим не артистов балета, а посредством искусства даём эстетическое образование. Задачи сделать всех учеников артистами балета у нас нет, но, конечно, мы стараемся, чтобы особенно одарённые дети продолжали учёбу. Но, как правило, одарённые дети – это дети из бедных семей, я ещё ни одного ребёнка одарённого из богатой семьи не видела.

Но, конечно, есть и те, ктопошёл в хореографию. Например, ещё до моего прихода в школу у нас начинала учиться Ирина Ондар, сейчас преподающая в Париже. Нелли Салчак окончила Бурятское хореографическое училище, сейчас она у нас в школе преподаёт. Алина Суге-Маадыр в Москву уехала, и там её сразу в школу-балет «Тодес» взяли. Лера Сагачева поступила с ходу в Московскую школу имени Лавровского, туда очень трудно попасть, это очень большое достижение. Коля Горбанюк поступил в Новосибирский институт культуры и искусств.

Почти все, кто из Тувы уехал, продолжают заниматься хореографией, а те, кто остался, находят другое призвание – у нас в республике мало «хореографических возможностей».

Когда наши дети уезжают в другие города, там очень удивляются: как это в каком-то далёком Кызыле дают такую школу. Классическая школа – это же очень сложно. Лидеры здесь – Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Воронеж. А когда из Тувы приезжают и умеют стоять в балетных позициях, это многих удивляет.

Учить детей очень сложно. Мы же учим на пальцах. Мы росли, и в училище каждый день видели балетный спектакль. И нам хотелось танцевать так же. Мы понимали, что такое балет. А в Кызыле дети не знают настоящего балета. У нас, конечно, есть пособия – море видеокассет. И я им показываю: вот, дети, смотрите – это «Жизель», это «Дон-Кихот». Но через видео особую атмосферу балета не почувствуешь. Эмоционально видео не заряжает.

ИЗ ШКОЛЫ МЕНЯ УВЕЗЛИ НА "СКОРОЙ"

– Ваш основной принцип в творчестве?

– Профессионализм. Не люблю дилетантов, которые выдают себя за профессионалов.

Раиса Стал-оол берёт автограф у знаменитой балерины Натальи Макаровой. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2002 год.– Артистам балета не позавидуешь. Ежедневные репетиции, спектакли – колоссальные физические нагрузки! И плюс ко всему – неизбежные травмы. А вы когда-нибудь получали травмы во время выступлений?

– Во время выступлений и учёбы – никогда. А вот когда уже работала вшколе, когда я показывала балетные движения, у меня случился разрыв мениска (повреждение колена). Из школы меня увезли на «скорой». Мне врачи сказали, что надо срочно делать операцию, но я не верила, ходила к шаманам, правила ноги. И только через три года перенесла операцию и сейчас уже, конечно, так, как прежде, двигаться не могу.

– Ваш любимый балет?

– Балет «Жизель» – самый первый, увиденный мною. Там как раз танцевала моя любимая преподавательница Лариса Петровна Сахьянова, она была не просто танцовщицей, она была актрисой. И в этом старом романтическом балете она так сыграла, что для десятилетнего ребёнка это было потрясением. Я сидела и плакала.

– К шестидесятилетию вхождения Тувы в состав России вы готовите что-нибудь особенное?

– Да. Мы готовим третий акт балета «Щелкунчик», солисты будут приглашены из Москвы, а всё остальное будут танцевать наши дети. Выступление уже внесли в план проведения юбилейных торжеств.

– Гениальная актриса Фаина Раневская заметила: «Балет – это каторга в цветах...» Вы согласны с ней?

– Полностью согласна. Мне ужасно хочется, чтобы наш зритель понял, что хореография – это не просто так: вышел на сцену и станцевал. Балет – это страшная каторга, когда артист работает и работает до изнеможения. Потом выходит и дарит зрителю сказку. Вот это – балет. А в Туве сказки не видели, потому что у нас нет такой каторги. Без каторги нет сказки.

Фото из архива Раисы Стал-оол.

Коллаж на первой полосе

Татьяны Седип.

УСПЕХИ АНСАМБЛЯ «АЛАНТОС»:

1996 год – ­ второе место наМеждународном конкурсе «Подмосковные вечера».

1997 год – первое место во Всероссийском конкурсе «Тихвинский Лель», в этом же году ансамбль удостоен Министерством культуры РТ звания «Образцовый ансамбль».

1998 год – первое место в межрегиональном конкурсе в Абакане «Час-Ханат».

1999 год – первое место в конкурсе имени Годенко в Красноярске.

2000 год – участие в фестивале тюркоязычных народов в Стамбуле, где выступление этого коллектива произвело такое впечатление, что в 2001 году «Алантос» был приглашен вторично, причем, все расходы взяла на себя турецкая сторона.

2002 год – участие в передаче-конкурсе «Утренняя звезда».

2003 год – главное достижение ансамбля: гран-при конкурса «Весёлая радуга»в Одессе.

Фото:

1. «Какая красивая девочка, таким девочкам нужно быть артистками”.  В первом классе хореографического училища,  1974 год.

2. Раиса – выпускница хореографического училища – на фоне Бурятского академического театра оперы и балета.

3. «Танец богини». Дочь Александра внизу слева, 1997 год.

4. Учимся балету. 2000 год.

5. «Всемирный курултай тюркских народов». Стамбул, Турция, 2000 год.

6. Раиса Стал-оол берёт автограф у знаменитой балерины Натальи Макаровой. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2002 год.


Евгений АНТУФЬЕВ

 (голосов: 3)
Опубликовано 24 июня 2004 г.
Просмотров: 8657
Версия для печати

Также в №25:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2018 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru