газета «Центр Азии»

Вторник, 23 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2005 >ЦА №17 >ГВАРДИИ РЯДОВОЙ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

греция купить дом

ГВАРДИИ РЯДОВОЙ

Люди Центра Азии ЦА №17 (29 апреля — 6 мая 2005)

ded_kollag.gifКак стремительно мчится время, вот уже в 60-й раз мы отмечаем самый светлый праздник, «праздник со слезами на глазах» – День Победы. Но, к сожалению, прибавляются лишь годы и десятилетия с того великого дня, а ряды воинов-ветеранов все редеют и редеют.

Вот и у нас в Туране их осталось всего 15 человек, а когда в марте 2005 года в администрации района торжественно вручали медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.», их было и того меньше – болеют, не выходят из дома.

Не было на том торжестве и Петра Артамоновича Новикова, обычно очень подвижного и неугомонного, несмотря на его восемьдесят пять лет. Оказалось, что Петр Артамонович сломал ногу и уже несколько месяцев передвигается по дому на костылях. Я решила навестить ветерана, поговорить с ним еще раз о прожитых годах, о дорогах той войны, по которым он шел и ехал с первого до самого последнего дня. Рассказчик он отличный, и память у него замечательная.

УЖ ЛУЧШЕ РЯДОВЫМ, НО С ТЕХНИКОЙ

– Петр Артамонович, я знаю, что вы начали воевать с самых первых дней войны.

– Не только с самых первых дней, но и с самых первых минут. Это было в белорусском маленьком городке Староконстантинове. Но я тебе, дочка, сначала расскажу, как я туда попал.

Жил я со своими родителями в Хакасии, в селе Таштып, там в 1938 году закончил семь классов и мечтал поступить в железнодорожный техникум. Но опоздал и устроился в Абакане работать в привокзальном буфете-ресторане. Жилья у меня не было, я в этом ресторане не только работал, но и ночевал.

А по вечерам ходил учиться в абаканский аэроклуб, успешно сдал экзамены и получил аттестат авиатехника, он у меня до сих пор хранится. Когда в 1939 году в Абакане только-только открыли маленький аэропорт, я поступил в отряд спецприменения и участвовал в сборке самых первых маленьких самолетов «У-2», а потом более мощных самолетов – разведчиков «Р-5», тех самых самолетов, которые участвовали в спасении экспедиции челюскинцев.

Молодожены Петр и Валентина Новиковы. 1951 год.

Через год, в феврале 1940 года, меня призвали в армию. Утром пришла повестка, а вечером я уже катил вместе с другими новобранцами на восток. Не доезжая до Улан-Удэ, на станции Дивизионная, нас высадили и стали распределять по воинским частям.

Из авиации «покупателей» не оказалась, и я попросился в Иркутск, в 11 отдельный учебный автотранспортный полк, от которого приехал младший лейтенант Босюра, даже сейчас его фамилию помню. Меня хотели отправить учиться на пехотного командира, но я отказался: уж лучше рядовым, но чтоб дело иметь с техникой. Пусть не самолет – машина, но все равно лучше, чем пехота. Взял меня этот лейтенант, и я оказался в Забайкальском военном округе, в 281 отдельном батальоне связи, где и принял присягу.

– Как началась для вас война?

У своей «Скорой». Шагонар, 1957 год.

– В начале мая 1941 года, после окончания курсов, мы, погрузив свои полуторки в вагоны, отправились в дальний путь: проехали Казахстан, Одессу, конечным пунктом оказался маленький белорусский городок Староконстантинов. Туда мы прибыли 21 июня 1941 года. В тот же день разгрузились, нашли свою часть.

Не успели оглядеться, как утром, в четыре часа, на нас посыпались бомбы. Была паника, но мы как-то успели вывести свои машины за черту города, который уже был охвачен пожаром.

– Были хотя бы какие-то приметы надвигающегося на страну горя, или для вас эта бомбежка и война стали полной неожиданностью?

– Это было совершенно неожиданно, мы не думали о войне. Когда прибыли на эту белорусскую станцию, я заметил два эшелона, полностью груженых зерном. От охранника узнал, что везут его в Германию. То есть мы еще вполне мирно торговали с Германией или просто помогали ей, мы ведь все время кому-то помогаем.

Мы получили приказ обеспечивать связь со штабом 16-й армии. Войска 16 армии оказались на самом острие наступления немцев, это была группа армий «Центр», которая стремилась захватить Москву. Силы у нас тогда были неравные, и мы отступали.

Запомнилось, как в составе целой колонны техники мы отступали к Днепру, к Соловьевской переправе. Шли ночью, а утром, уже около самой переправы, началась бомбежка, которая длилась весь световой день. Переправу они уничтожили, ночью мы, оставив свои машины, перешли Днепр вброд. Был август, и вода сильно упала. Мне почему-то никто не верит, что Днепр можно перейти вброд. Вода была по горло, шли с поднятыми над головой документами и оружием. Очень много народу там погибло.

С боями отступали до Смоленских рубежей, где-то там меня в первый раз и ранило. Потом лежал в госпиталях, сначала в Вязьме, затем в госпитале города Котовска, откуда, не долечив, меня отправили на переформировку под Тамбов. В Тамбове врачебная комиссия все же признала меня негодным к военной службе и дала отсрочку на шесть месяцев.

– Какое, наверное, счастье было полгода провести дома, в тихой, мирной обстановке?

– Да я дома-то почти и не был. Сначала добирался – на крышах, на подножках поездов, на чем придется и как придется. Долго очень ехал до дому. Не успел как следует отдохнуть, меня пригласили на работу в милицию. Сначала был просто охранником, а потом стал участковым уполномоченным – все время был в разъездах и командировках. А потом снова повестка, и конец 1942 года – начало 1943 года я провел в запасном полку, в Красноярске, а оттуда через Гороховецкие лагеря, что под городам Горьким, попал в только что сформированный 535 отдельный минометный полк.

– А ваш отец в это время тоже был на фронте?

– Да, мой отец, Артамон Северьянович, тоже был на фронте, только на трудовом. В то время ему уже было за 45, а таких брали, в основном, в трудармию. Он работал на военном заводе под Красноярском, поселок Злобино. Там и погиб, уже в сорок пятом, когда война закончилась. Билет был куплен до дому, но ему зачем-то нужно было зайти перед отъездом в цех, там на него и упала плита перекрытия – рассекла надвое. Я, когда в Красноярске был, ездил к нему, успели повидаться, как оказалось, в последний раз.

– В Гороховецких лагерях вы тоже учились?

– Нет, там сформировали наш полк и отправили нас на Карельский фронт, в район города Медвежьегорска, что примерно в трехстах километрах от Ленинграда. Мы воевали в районе двух озер – Онежского и Ладожского, мне привелось участвовать в двух крупнейших операциях: Свирско-Петрозаводской, когда был освобожден Петрозаводск и разгромлена очень сильная финско-немецкая группировка «Онега», и Петсамо-Киркенесской наступательной операции, где окончательно разгромили очень хорошо обученный 20-й горно-егерский немецкий корпус. После этой операции наш полк получил наименование 535 Печенского Краснознаменного ордена Красной Звезды Гвардейского минометного полка. А мы, его солдаты, теперь были не просто рядовые, а гвардии рядовые… Я очень горжусь этим званием – гвардии рядовой Новиков.

В четыре часа на нас посыпались бомбы.

– Значит, в этом полку вы были минометчиком?

– Нет, я был водителем грузовых машин: возил продукты, боеприпасы, кухню, раненых. Условия там были очень тяжелые: зимой снег чуть ли не в рост человека, весной и осенью – вода, болота, кругом лес, пни, бездорожье. Одно было только хорошо – питались вдоволь, ведь рядом был Мурманск – порт, туда наши союзники доставляли хлеб, тушенку, водку.

– А на каких машинах приходилось ездить – на отечественных или иностранных?

– В основном, на американских. Очень хорошая была машина «Шевроле». Ездил на «Форде» и на «Додже – три четверти», перегонял «Студебеккеры». Это были хорошие, сильные, машины.

– Я видела, у вас весь пиджак увешан самыми разными наградами, можно их перечислить?

– Я назову только те, что получил непосредственно на фронте. Это медали «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Вены», и «За Победу над Германией». Есть у меня еще орден «Отечественной войны 1 степени», который я получил в год 40-летия Победы, такие ордена давали только тем, кто имел медаль «За боевые заслуги».

– А где для вас закончилась война?

ГВАРДИИ РЯДОВОЙ– Когда закончились бои на Карельском фронте, нас отправили на переформировку в Житомир, а оттуда в Венгрию, на 3-й Украинский фронт.

Там я одно время, пока не ранило, возил командира своего полка. А ранило осколком в коленную чашечку, когда я ремонтировал свою машину. Несколько месяцев провалялся в госпитале, это неподалеку от Вены, в маленьком австрийском городке Медлинг.

Однажды, это была уже весна, тепло, хорошо – сижу на солнышке, греюсь, вижу – колонна машин идет с нашими полковыми номерами. Ну, я, долго не думая, подхватил свой узелок – и к ним, в свой полк родной. Когда приехали в город Табор, это уже в Чехословакии – смотрим: все целуются, обнимаются, музыка веселая играет, из автоматов палят. Оказывается, люди победу празднуют, а мы ничего и не знали.

– Вас после победы сразу демобилизовали?

– Нет, я еще успел принять санитарную машину, тоже «Шевроле» была, а потом нас перевели в Костромскую область зерно возить, вот там я уже ездил на мощной грузовой машине «Форд – 6».

Демобилизовался только в 1946 году, по возрасту.

 

ПО БОЛОТАМ И БЕЗДОРОЖЬЮ

– Значит, в этом полку вы были минометчиком?

– Нет, я был водителем грузовых машин: возил продукты, боеприпасы, кухню, раненых. Условия там были очень тяжелые: зимой снег чуть ли не в рост человека, весной и осенью – вода, болота, кругом лес, пни, бездорожье. Одно было только хорошо – питались вдоволь, ведь рядом был Мурманск – порт, туда наши союзники доставляли хлеб, тушенку, водку.

– А на каких машинах приходилось ездить – на отечественных или иностранных?

– В основном, на американских. Очень хорошая была машина «Шевроле ». Ездил на «Форде» и на «Додже – три четверти», перегонял «Студебеккеры ». Это были хорошие, сильные машины.

– Я видела, у вас весь пиджак увешан самыми разными наградами, можно их перечислить?

– Я назову только те, что получил на фронте. Это медали «За боевые заслуги », «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Вены», и «За Победу над Германией». Есть у меня еще орден «Отечественной войны» I степени, который я получил в год 40-летия Победы, такие ордена давали только тем, кто имел медаль «За боевые заслуги».

– А где для вас закончилась война?

– Когда закончились бои на Карельском фронте, нас отправили на переформировку в Житомир, а оттуда в Венгрию, на 3-й Украинский фронт.

Там я одно время, пока не ранило, возил командира своего полка. А ранило осколком в коленную чашечку, когда я ремонтировал свою машину. Несколько месяцев провалялся в госпитале неподалеку от Вены, в маленьком австрийском городке Медлинг.

Однажды, это была уже весна, тепло, хорошо – сижу на солнышке, греюсь, вижу – колонна машин идет с нашими полковыми номерами. Ну, я, долго не думая, подхватил свой узелок – и к ним, в свой полк родной. Когда приехали в город Табор, это уже в Чехословакии – смотрим: все целуются, обнимаются, музыка веселая играет, из автоматов палят. Оказывается, люди победу празднуют, а мы ничего и не знали.

– Вас после победы сразу демобилизовали?

– Нет, я еще успел принять санитарную машину, тоже «Шевроле», а потом нас перевели в Костромскую область зерно возить, вот там я уже ездил на мощной грузовой машине «Форд – 6». Демобилизовался только в 1946 году.

 

ВАЛЮША – МОЕ СЕРДЦЕ

– Петр Артамонович, вы свою Валюшу сразу после войны нашли?

– Нет, не сразу. Женился-то я сразу, как приехал домой, но ошибка вышла. Уехал в Казахстан, к своей двоюродной сестре, там опять женился, девка попалась хорошая, красивая, но мать ее не отпустила со мной в Сибирь. Потом опять осечка вышла – уже третья. Ну, а на четвертый раз повезло, вот уже с Валентиной Корнеевной и золотую свадьбу сыграли, и еще живем, и все у нас хорошо: двоих дочек вырастили, у них уж теперь сыновья повырастали, скоро, поди, и правнуков дождемся. Валюша – моя судьба, хоть теперь она и старенькая, а все равно я ее люблю, она – мое сердце.

– А где вы ее сумели отыскать, в каком таком заповедном месте?

– А в Туве. В районном центре Бай-Тайгинского района, в селе Тээли, вот там и отыскал.

– Как же вы там оказались оба?

– Я от своих жен сбежал, а она пусть сама расскажет, как все получилось.

Валентина Корнеевна:

– Мы в Туве уже после войны оказались, что всей семьей приехали в поисках лучшей жизни. Родилась я и выросла в маленьком шахтерском городке АнжероСудженске. Отец очень болел после того, как завалило его породой в шахте, и мы переехали на прииск Октябрьский, на золотодобывающий рудник, там и жили до войны. Это в Амурской области.

В войну мне пришлось на этой шахте самой трудиться – и вагонетки возила, и даже в забое работала, хоть совсем это не женское дело, медаль даже получила «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Ну, а потом, когда старшая сестра окончила бухгалтерские курсы, она взяла меня к себе помощницей. Так и я стала бухгалтером.

Наш брат Анатолий, вернувшись с войны, а он был танкистом, многое повидав, не захотел оставаться на прииске, и мы поехали в Минусинск. Мама наша сказала, что это самый хлебный город в Сибири. Работа там нашлась всем, но жить было негде. Тогда знакомая женщина посоветовала ехать в Туву. Анатолий и сестра Надя поехали в Кызыл. Там тоже работы было навалом, а жилья – нет. В поисках они провели целый день. Уже решив ехать обратно, зашли в столовую. К ним за столик подсел солидный мужчина. Узнав, что людям нужна работа и квартира, пригласил их ехать с ним – в Тээли. Это был директор МТС Алексей Артемьевич Дежнев. Так мы все и оказались в далекой Бай-Тайге. А потом я встретилась с Петром, поженились, там у нас и Людочка родилась.

– А вторая дочка, наверное, уже в Туране появилась?

– А вторая, Танечка, у нас в Шагонаре родилась. После Бай-Тайги мы еще лет девять жили в Шагонаре, я работал там сначала в Верхнеенисейском участке, который был создан для того, чтобы доставлять грузы из Минусинска в Туву водным путем. Но из этой затеи ничего не вышло: теплоход «Кызыл» доплыл до Шагонара, а по пути в Кызыл застрял на косе, его едва сняли, и потом уплыл обратно в Минусинск, а организацию эту закрыли.

Но мне привелось доставлять для нее из Минусинска на машине огромный катер. Тогда дорога была гораздо хуже теперешней и шла через перевал Кулумыс, славившийся своими серпантинами. И вот я с этой махиной, едва вписываясь в многочисленные повороты, тихонько ехал, а навстречу правительственная легковая машина идет, сигналит, чтобы я остановился. Остановились, из машины вышел невысокий полноватый человек в очках. Подошел ко мне, подал руку и представился: «Тока». Похвалил меня, подбодрил и поехал дальше. И потом мы с ним много раз встречались, уже когда я в больнице на «Скорой помощи» работал. Увидит, подойдет, обязательно за руку поздоровается, расспросит, в чем нуждаемся, какая помощь нужна, и тут же распорядится, чтобы сделали все необходимое. Таких руководителей я больше в своей жизни невстречал.

– Большую часть своей жизни вы прожили в Туране. Как вы здесь оказались?

– А случайно. Хотели совсем из Тувы уехать, а денег хватило только до Турана добраться. Вот и живем здесь уже почти полвека. Работал, как и раньше: крутил баранку – то в «Сельхозтехнике», то в Управлении сельского хозяйства. Здесь получил третью группу инвалидности, хотя, по сути дела, инвалидом был с самой войны – два тяжелых ранения, но пока молодой был, не хотелось думать об этом.

Сейчас вот совсем плохо: прикован к дому, я же привык все время на людях быть, да и с машиной до последнего времени не расставался, а теперь вот – как привязанный. Но на площадь в День Победы всё равно пойду, хоть и на костылях. Иначе нельзя, ведь я – гвардии рядовой.

Беседовала Татьяна ВЕРЕЩАГИНА

Фото из архива семьи Новиковых

(«Центр Азии»

№17, 29 апреля 2005 года)

Фото:

1. Молодожены Петр и Валентина Новиковы. 1951 год.

2. У своей «Скорой». Шагонар, 1957 год.

3. Победный май сорок пятого. Петр Новиков с однополчанами-гвардейцами (слева в первом ряду).

 

Татьяна ВЕРЕЩАГИНА

 (голосов: 2)
Опубликовано 29 апреля 2005 г.
Просмотров: 8833
Версия для печати

Также в №17:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru