газета «Центр Азии»

Среда, 14 ноября 2018 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2006 >ЦА №17 >ТЁТЯ ИЗ СКАЗКИ

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

ТЁТЯ ИЗ СКАЗКИ

Люди Центра Азии ЦА №17 (28 апреля — 5 мая 2006)

Лариса Оюн«Здравствуйте, дорогие зрители, со мною в мир сказок не хотите ли?» – шутками и песенками-потешками развлекает публику веселый Петрушка. И зал замирает. Присутствующие забывают, что перед ними всего-навсего перчаточная кукла. В разыгрывающемся представлении Петрушка – главный герой, он живет и ведет за собой в удивительный мир волшебства.

А вот – маленький пастух Токуу, он пасет овечье стадо. Неожиданно перед ним появляется грозный дракон Амырга-Моос и хочет съесть всех овец. Но мальчик не теряется и предлагает соревнование: победит дракон – обедает овцами, выиграет Токуу – золото дракона перейдет к нему.

Затаив дыхание, зрители переживают за полюбившихся им героев, некоторые из малышей, привстав с мест, пытаются подсказать пастушку, как правильно поступить. Разворачивающиеся события и торжество добра над злом, победа маленького мальчика над могущественным драконом никого не оставляют равнодушными.

После спектакля общение со зрителем не заканчивается. Руки детей тянутся к куклам, бесконечные вопросы задаются артистам: кто они, откуда, благодаря чьим стараниям и энтузиазму живут сказочные персонажи?

Одна из таких волшебниц, побуждающих куклу жить и радовать людей – Лариса Оюн. Свободно владея и русским, и тувинским языками, Лариса Санчаевна и свои постановки расцвечивает элементами народных обычаев и традиций. Дети называют ее «Тетя из сказки».

ШИЛА КУКОЛ И СПАСАЛА РЫБОК

– Лариса, кто был вашим первым в жизни наставником?

– Я еще в грудном возрасте оказалась на руках у бабушки Кара-Кыс Дуспековны Оюн, которую я до сих пор мамой зову. Моя родная мама в то время училась, потом у нее образовалась другая семья, другая жизнь.
Сводные брат и сестра – по-настоящему родные мне люди.

Моя мама-бабушка, одна из первых швей Кызыльской швейной фабрики, научила меня шить кукол и вязать. Мама показывала мне, как кроить для кукол одежду, даже носочки им вязала. Это она, моя первая наставница, своей неустанной заботой и вниманием воспитала во мне любовь к куклам.

Кукла, которой я играла в детстве, до сих пор сохранилась. Как люди из рук в руки передают золотые украшения, так и я эту куклу через поколения передаю. Сначала ею мои дети играли, теперь внуки. Так и живет кукла, впитавшая любовь нескольких поколений.

– А чем еще, кроме кукол, увлекались вы в детском возрасте?

– Еще в дошкольном возрасте я очень любила купаться. Только наступали теплые дни, с утра до вечера из воды не выходила. Мама меня только на берегу Енисея и искала, звала, чтобы я шла обедать или спать. Так и прозвала меня рыбкой.

Очень любила нырять, подолгу находясь под водой и наблюдая, как плавают рыбы. Эти практические упражнения по задержке дыхания пригодились мне в дальнейшей профессиональной деятельности.

Мне очень нравилось все, что происходит под водой. Частенько вытаскивала рыбок из плетеных корзин-ловушек, в народе их еще называют «морды». Рыбаки оставались без улова и недоумевали: куда же делась вся рыба, а я радовалась, что ее спасаю. Однажды меня за этим занятием поймала мама. Ох, и досталось же мне, до сих пор забыть не могу!

В младших классах домой приносила щенков и котят. Мама просто диву давалась: и где я их находила! Взрослые меня уговаривали отнести малышей обратно, говорили, что они еще маленькие, слепые и не могут самостоятельно питаться. А я утверждала, что буду делиться с ними своей едой. Мама поначалу уступала мне, а когда я уходила в школу, уносила котят и щенков из дома. Мне же объясняла, что животных подарили другим детям, которым они нужнее.

До сих пор, хоть и проживаю я в благоустроенной квартире, во мне не остыла тяга к живым существам. Вот недавно был случай: возвращалась из Абакана, по дороге, в автобус вошла женщина с маленьким пушистым котенком на руках. Говорила, что хочет отдать его в хорошие руки. Я его взяла и привезла внучке. Она тоже очень любит животных, как и я в детстве.

Очень любила нянчить ребятишек. Моя школьная учительница Александра Тайбын-ооловна Кудерек (тогда я жила в Балгазыне) как-то сказала, глядя на то, что я постоянно вожусь с малышами: «Либо у тебя будет очень много детей, либо только один».

И действительно у меня только один сын Володя и очень-очень много детей-зрителей не только в Туве, но и в России. У моей приемной дочери Александры маленькая доченька Сылдыс, так что я уже бабушка. Кроме того, со всей душой помогаю сестре Татьяне и брату Андрею воспитывать детей.

Володя сейчас учится в одиннадцатом классе Республиканской Кадетской школы. Окончил музыкальную школу по классу баяна, любит спорт, увлекается боксом. Мы с ним настолько близкие друзья, что ничего друг от друга не скрываем. Случаются стрессовые ситуации на работе, жизнь такая, что порой хочется выплеснуть отрицательные эмоции, но дома я всегда стараюсь понять сына, стараюсь не изливать свои проблемы, поддерживать в семье атмосферу любви и взаимопонимания.

ПЕРВАЯ СЦЕНА – В ЛЕСУ

– Увлечение сценой – это тоже из детства?

– Да. Когда пошла в первый класс, учительница у всех спрашивала, кем мы хотим стать в будущем. Я, не задумываясь, ответила, что стану артисткой. И в доказательство своих слов тут же вышла к доске и спела песенку про теленка. Меня никогда долго не приходилось упрашивать: и пела, и танцевала всегда с удовольствием. Участвовала в хоре, солировала.

Летом, мы тогда уже жили в Сосновке Тандынского района, я собирала ребятишек с окрестных улиц и уводила их в лес. Там между двумя деревьями устраивала импровизированную сцену: на веревку вешала мамины занавесочки – это был занавес, и представление начиналось. Русский мальчик Виктор умел играть на гармошке мазурку и вальс. Он мне аккомпанировал, а я под мелодию вальса пела разные песни на тувинском языке. Зрители-соседи с удовольствием нам хлопали.

В школе часто принимала участие в интермедиях, и мне почему-то больше нравилось играть роль плохой ученицы. Хорошие – они герои с высоко поднятой головой. А чтобы отрицательный персонаж сыграть – тут надо потрудиться, немало поработать и понять, что же у него в душе, какие мысли им управляют. Думала, представляла, вживалась в роль, даже маму просила посмотреть на изображаемую мной героиню.

А, став взрослой, на профессиональной сцене в «Театре сказок» постоянно играла только положительные роли. И вдруг режиссер Шолбан Даваа дал мне роль Бабы-Яги в новогоднем утреннике. Вот это было для меня огромное испытание. Я с таким трудом вжилась в роль отрицательной героини! Шутя, угрожала режиссеру: ну, закончатся утренники, ты у меня получишь! Но справилась, мне коллеги даже дали прозвище «Крутая Баба-Яга».

А на актерское отделение Кызыльского училища искусств, в 1978 году, после окончания школы, я поступала тайно. Никому дома ничего об этом не говорила, боялась, что мама не отпустит. Только свою младшую сестру предупредила, чтобы после моего отъезда сказала маме, что я уехала в Кызыл. Думала: если не пройду по конкурсу – никто ничего и не узнает, и не станет потом надо мной смеяться.

Мама, когда узнала о моем поступлении, была сильно удивлена. Говорила мне, что артистом может стать только очень серьезный человек. Решив доказать, что я и серьезная, и настойчивая, с головой окунулась в учебу.

Но, видимо, не все так гладко в жизни, как хочется. Спустя три месяца от кровоизлияния умерла моя настоящая мама. Я устроилась работать на Опытную станцию в Сосновке, надо было зарабатывать деньги, помогать маме-бабушке заботиться о младших сестре и брате – школьниках. Учебу пришлось отложить на неопределенный срок. Брат, повзрослев, все время мне твердил, что учиться необходимо, что я бросила училище из-за них с сестрой. Говорил, что они выросли, и мне надо снова попытаться получить образование.

И я поступила учиться в кооперативный техникум, специальность «продавец продовольственных товаров», но и там тоже пела в художественной самодеятельности. Меня заметил Семен Лукич Бухтуев – педагог по музыке. Он и пригласил руководителя ансамбля «Саяны» Виталия Семеновича Нанактаева (сейчас он педагог в музыкальном училище) посмотреть на меня во время выступлений. Виталий Семенович предложил мне по окончании техникума работать в ансамбле «Саяны». И вот тогда-то поняла, что музыкальное образование мне просто необходимо.

«ЭЙ, ПОДОЖДИТЕ», – КРИЧАЛА Я ЗАСЛУЖЕННОМУ АРТИСТУ

– И кто же был вашим проводником в мир музыки?

– Очень повезло, что моим первым педагогом по музыке стал Семен Лукич Бухтуев. Этот замечательный человек, проживающий сейчас в городе Сосновоборске Красноярского края, воспитал много серьезных музыкантов.

Мы с ним до сих пор в хороших отношениях, переписываемся. На мой юбилей, в честь которого в ноябре 2005 года я организовала концерт для детей и близких друзей, он отправил в подарок свою песню «Признание Туве».

А недавно получила от него письмо, в котором Семен Лукич отправил пьесу «Теремок» с музыкальным оформлением. Для меня это – бесценные подарки. Тем более что в наше время бесплатно получить от композитора или режиссера пьесу или песню – исключительно редкий случай.

Именно Семен Лукич посоветовал мне попробовать поступить в музыкальное училище за Саянами. Но тогда я и не думала, что у меня получится. Просто поехала к подруге в Абакан.

Идем с ней по городу, она показывает мне различные магазины, и совершенно случайно на глаза попадается вывеска «Музыкальное училище».

Решила зайти и узнать, какие экзамены требуется сдавать. Тогда я думала, что приеду поступать в будущем году, но вахтер почему-то меня сразу отправила в отдел кадров. Я сидела в уголке и ждала своей очереди, когда вошел преподаватель и спросил: «Кто здесь на прослушивание»? Я не вполне понимала, что обозначает слово «прослушивание», и молчала. Он еще раз переспросил, а потом вышел. Сотрудница отдела кадров в тот момент освободилась и сказала мне: «Вы же хотели узнать насчет учебы. Вот к нему и обратитесь».

Стрелой вылетела из кабинета, а преподаватель уже далеко. Я ему через весь коридор кричу: «Эй, подождите»! Он остановился и как-то странно, с недоумением на меня посмотрел. Затем пригласил в свой кабинет, долго расспрашивал: кто я, откуда, из какой семьи, а потом сказал: «Ну, давай, спой». Я отчего-то смутилась и спросила, можно ли спеть песню на родном языке. Он с улыбкой ответил: «Можешь петь на любом языке».

Спела песню о маме. Честно сказать, я не ожидала, но преподаватель тут же повел меня сдавать другие экзамены. Так мы ходили из кабинета в кабинет. Я до того испугалась, что видела все словно во сне. Наверное, от испуга и сдала все экзамены, устроилась в общежитие. Помню, ожидавшая меня подруга сначала очень была зла на меня, а потом по дороге в общежитие долго расспрашивала подробности моего поступления.

На следующий день я пришла в училище узнать расписание, а около одного из кабинетов большая очередь – распределение, кто у какого специалиста учиться вокалу будет. Я скромно молчала и слушала, что говорят другие студенты. Все интересовались, кто к какому преподавателю попал. Когда я узнала, что мой педагог – знаменитый Владимир Герасимович Чаптыков, и именно ему я на весь коридор кричала: «Эй, подождите!», долго не могла с ним свободно разговаривать, стеснялась.

На занятия к Владимиру Герасимовичу мечтали попасть, как на прием к президенту. В те годы он уже был Заслуженным артистом Тувинской АССР (да, именно Тувинской АССР), а теперь у него заслуг очень много.

– Более двадцати лет проработав в Тувинской государственной филармонии, вы, насколько я знаю, не только пели, но и работали в разных жанрах?

– После окончания училища я приехала в Кызыл и три года работала в ансамбле «Саяны», затем перевелась в группу «Чалыы-Назын». Кроме пения научилась вести концерты, была и конферансье, и администратором, и совершенно случайно стала клоунессой. Заболел один из клоунов. А концерт идет, вместо артиста на сцену выйти некому. Вот я и выручила коллег.

Муж мой был в зале, после концерта пришел к нам за кулисы и сказал: «Коротенький маленький клоун очень интересный. Нового приняли»? Артисты засмеялись: «Жену родную не узнаешь!» После этого ребята-циркачи предложили мне заняться и разговорным жанром – юмором.

ЖИТЬ, ДАРЯ РАДОСТЬ

– А как пришло решение работать с куклами?

– В 1996 году группа «Чалыы-Назын» была расформирована и открылась кукольная группа «Театр сказок». Я выбрала кукольную группу и проработала в ней восемь лет. И зрителям, особенно детям, наши представления очень нравились.

Параллельно с этой работой в 2003 году при Тувинской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов создала «Особый театр» (Протеатр). Еще раньше Виктор Шуулевич Куулар предлагал мне озвучивать его кукольные представления. И в «Особом театре» наше творчество объединилось. А в 2005 году мы вместе перешли в Детский фонд Республики Тыва и взяли название «Самобытный театр кукол «Шыяанам», принимали участие в Третьем Международном эколого-этническом фестивале театров кукол в городе Абакане, стали дипломантами.

В Туве мы с Виктором Шуулеевичем неоднократно выступали перед учениками школ, воспитанниками детских садов, несколько раз давала благотворительные кукольные представления в Детском доме и в Доме ветеранов. Представляете, как горят глаза у ребятишек!

Когда во второй раз пришла с выступлением в детский дом, ребятишки меня узнали, как воробьи слетелись, сразу все что-то рассказывают, гомонят. Да и взрослые зрители с удовольствие смотрят на кукол. Ребятишки часто узнают меня на улице или в автобусе, дергают своих мам за рукав и говорят: «Смотри, смотри, это тетя из сказки».

В детях и друзьях я нахожу радость. Артисты «Театра сказок» – мои большие друзья. В этом году мы отмечаем десятилетний юбилей театра. Арсен Сюрюн и Шолбан Даваа, который в этом году защитил диплом режиссера в Бурятской академии культуры, в городе Улан-Удэ, до сих пор остаются моими друзьями, хоть мы уже год как не работаем вместе. Постоянно созваниваемся, знаем друг о друге все. Втроем мы и начинали.

До сих пор Арсен и Шолбан работают в «Театре сказок», трудятся буквально в поте лица. Глядя на их тяжелый и такой нужный людям труд, постоянно думаю, что им давно уже пора присуждать звание «Заслуженный артист Республики Тыва».

– Часто люди говорят: «Моя мечта никогда бы не осуществилась, если бы не такой случай…»

– Я никогда не воплотила бы в жизнь мечту о создании своего театра, если бы однажды Сергей Чоодуевич Юша – председатель Республиканского общества инвалидов – не предложил бы мне работать в качестве специалиста по культуре среди инвалидов. Он решил, что мои творческие способности могут отвлечь инвалидов от негативных мыслей и помочь настроиться на жизнь. Я, наверное, очень счастливый человек, потому что мне часто встречаются хорошие люди.

– Почему именно в Обществе инвалидов? Что вас связывает с ним?

– Я сама – инвалид второй группы общего заболевания. В детстве при падении получила серьезную травму. До сих пор не могу освободиться от последствий. Но стараюсь никогда не показывать свои страдания на людях. Только очень близкие знают, как мне плохо в период обострения болезни. Тем не менее, я хочу воспринимать себя как здорового человека. Я живу, работаю для людей, для будущего нашей республики. Ведь дети – это наше будущее.

УЧУСЬ У СЕРГЕЯ ОБРАЗЦОВА

– Кукол для своих представлений вы продолжаете делать сами или уже заказываете?

– В Абакане я заказала новую русскую куклу – Петрушку. Сказочный фольклорный герой вместе с куклой Алиной, разыгрывая представления, будет учить маленьких зрителей быть воспитанными и чистоплотными.

Но обычно стараюсь все делать сама: и кукол создавать, и костюмы шить, и музыкальное оформление для сказок готовить, детские песенки сама исполняю.

– Какие из встреч с вашими засаянскими коллегами-артистами особенно запомнились?

– Встречи летом 2005 года – в Абакане, на Третьем Международном эколого-этническом фестивале театров кукол «Чир Чайаан». Столько людей, столько кукол там увидела! Из Тайваня и Египта, из бывших союзных республик и всей России. Это был настоящий фестиваль радости и всеобщего взаимопонимания! Вот так и должны жит люди, даря окружающим радость.

Каждая встреча с коллегами – это еще и учеба. Сколько живу, столько и учусь. Сейчас сама, по книге Сергея Образцова, учусь быть режиссером. Целый год изучала книгу этого великого мастера, который своими кукольными постановками затмевал знаменитые театры Москвы. Даже в Москву специально съездила, чтобы посмотреть на его театр. Открою секрет: договорилась брать уроки у единственной оставшейся в России его ученицы, Лидии Андреевны Заботиной.

Сейчас работаю над созданием Детского профессионального передвижного театра кукол. В репертуар спектаклей планирую включить тематику борьбы с наркоманией и алкоголизмом. Мечтаю о сотрудничестве с артистами различных кукольных театров, в будущем хочу делиться с ними опытом.

Только жаль, что у меня, пенсионерки, денег не так много. В ходе подготовительной работы возникает много трудностей, особенно финансовых.

Еще хочу создать такой концерт, где все будет перемешано, своеобразный капустник. Наши зрители такой программы еще не видели: в одном концерте – сказки и песни, юмор и репризы, выступления приглашенных артистов и мои вокальные партии. И, конечно же, куклы.

-- Что для вас кукла?

– Для меня кукла – это жизнь. Жизнь и работа. Для детей – пример для подражания, если хотите. Глядя на куклу, ребенок видит не деревяшки и тряпочки, а образ, героя. И этот герой учит, что такое настоящая дружба и любовь, как отличить добро от зла, как противостоять бедам. И научить всему можно без нотаций и наставлений, а с помощью юмористических сценок. В смешной форме показать людям недостатки, чтобы они душу свою очистили и в жизни не допускали зла.

Елена ТРУШНИКОВА

 (голосов: 2)
Опубликовано 4 мая 2006 г.
Просмотров: 10944
Версия для печати

Также в №17:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2018 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru