газета «Центр Азии»

Четверг, 25 апреля 2024 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2006 >ЦА №43 >РИШЕЛЬЕ ПРОКУРОРА

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

РИШЕЛЬЕ ПРОКУРОРА

Люди Центра Азии ЦА №43 (27 октября — 2 ноября 2006)

Ольга Петровна Прокуратура Тувы отмечает очередную годовщину со дня своего образования. Дата не круглая – 71 год. Вместилось в них очень многое. Новая правоохранительная структура зарождалась мучительно, но постепенно она заняла подобающее место в системе органов защиты законности и прав граждан.

Одна из новых страниц в истории прокуратуры началась с добровольного вхождения Тувы в состав России. В те годы выбрала стезю юриста Ольга Петровна Губина. Она нынче – юбиляр, 7 ноября отметит восьмидесятилетие. Авторитет Ольги Петровны, моей наставницы, в годы ее работы в прокуратуре был непререкаем.

– Ольга Петровна, каким был ваш путь в прокуроры?

– В 1948 году после окончания Свердловского юридического института я была направлена на работу в Туву. По Саянам ехали на грузовой машине. С интересом смотрела на лес и горы и думала: «Что это за Тува такая?» Мне было 22 года.

Направили в Чадан нотариусом, там никто не знал, что за должность такая. Думали, что это фамилия – Нотариус. Удостоверяла подписи на доверенностях и копии документов – вот и все. Такая работа меня не устраивала.

Бездельничать не могла, вот и занялась художественной самодеятельностью. Меня поддержал райком комсомола. Сообща создали при Доме культуры хор, драматический и танцевальный коллективы. На наши концерты не только молодежь приходила, но и старики. На первом же областном смотре художественной самодеятельности наш коллектив занял первое место. В качестве призов, помню, девушкам подарили отрезы ткани на платья. В Чадане я познакомилась со своим будущим мужем Михаилом Ивановичем Губиным. Он был очень общительный человек, здорово плясал, участвовал в постановках. Поженились, жили у его родителей. Свекровь, Анна Федоровна, была ко мне добра, называла ласково «Олешник».

Художественной самодеятельностью мы вечерами занимались. А днем я сидела на работе и вышивала занавески и скатерти: чем-то надо было занять себя!

Однажды приехал из Кызыла начальник областного управления юстиции Зайцев и застал меня за рукодельем. «Чем это вы занимаетесь в рабочее время?!» Я ему ответила: «Предоставьте работу по специальности, тогда не буду рукодельничать».

В 1951 году меня перевели в Кызыл, в областное управление юстиции на должность консультанта по кадрам. И только в 1954 году я получила серьезную работу – была назначена народным судьей первого участка. Тогда в Кызыле было два участка, в каждом – по одному судье. Судьей второго участка была Рея Ивановна Федоровская. В 1960 году мой муж окончил совпартшколу и был направлен на работу секретарем Тес-Хемского райкома комсомола. Мы переехали в Самагалтай. Ни жилья, ни рабочего места. Поселили нас в худую избушку, в ней невозможно было зимовать. В то время у нас уже было двое детей, так они с русской печи не слазили.

Климат Тес-Хема отразился на моем здоровье, врачи порекомендовали поменять место жительства. Вернулись мы в Кызыл. Жили в кладовке у знакомых. Потом дали нам освободившуюся квартиру в старом деревянном доме барачного типа. Теперь этого дома нет, на этом месте стоит гастроном «Октябрьский».

– Ольга Петровна, какой период в вашей жизни был самым лучшим, какой – худшим?

– Потеря близких людей – это самое худшее. Сначала я потеряла отца, потом – мужа, позднее – сына Сашу, а напоследок – и маму. Вся жизнь моя, получается, соткана из этих горьких потерь. Но рядом дочь Ирина, по мужу – Решетникова, работает заместителем директора лицея № 15, зять Валерий, двое внуков – Игорь и Ольга, правнучка Настя. Радуюсь на них.

А самый лучший период в моей жизни – работа судьей. Может быть, потому, что это была относительно самостоятельная работа. И в плане приобретения жизненного, юридического опыта она стала для меня настоящей школой.

Рассматривала и уголовные, и гражданские дела. Партийные органы держали нас в «ежовых рукавицах». Однажды секретарь обкома партии Анкудинов вызвал меня на «ковер» и такое судилище устроил!

Это было после рассмотрения мною гражданского дела о восстановлении на работу. Водителя транспортного предприятия, руководил которым Герой Советского Союза, незаконно уволили с работы. И я, молодая судья, посмела отменить незаконный приказ об увольнении, восстановила водителя на работе. Дорого же мне стоило это законное решение!

Давление партийных органов постоянно ощущалось, а непослушание – наказывалось. Однажды я ответила по телефону, что не могу принимать судебные решения в угоду обкому партии. Спустя какое-то время выяснилось, что меня не представили на третий судейский срок. Так аукнулись принципиальность и непослушание партийным органам.

Для меня это был сильный стресс. Встал вопрос: куда пойти работать? Написала заявление прокурору области с просьбой зачислить в штат Кызыльской городской прокуратуры стажером следователя. Это в 35 лет! Стажером! Но уже через несколько месяцев меня перевели из стажеров помощником прокурора Тувинской АССР по уголовно-судебному надзору. Так и началась моя прокурорская карьера. Из помощников перевели в старшие помощники прокурора Тувинской АССР, присвоили классный чин юриста второго класса, через год – юриста первого класса. В 1967 году присвоили чин младшего советника юстиции, а в 1970 году – советника юстиции. Ольга Петровна листает семейный альбом

– Многие коллеги помнят вас как прокурора Кызыльского района.

– Да, в 1975 году я была назначена прокурором вновь образованного Кызыльского района. Пришлось многому учиться. Помогал мне в этом заместитель председателя Тувинского областного суда Иван Кондратьевич Кураев. Он был очень серьезный, ответственный, грамотный специалист. Конечно, и судейский мой опыт оказался очень ценным. Новые коллеги нередко обращались ко мне за советом, консультацией и по уголовным, и по гражданским делам.

В Кызыльском районе меня называли «ходячей энциклопедией». Хотя какая я была «энциклопедия». Обыкновенная женщина. И, кроме работы, было у меня много самых обыкновенных женских забот. Вышивала гладью, ришелье, обшивала всю семью. Мужу и сыну рубашки шила, тем более, что в то время их в магазине трудно было купить. Дочь всегда, как игрушечка, была одета. И сама я не хуже других выглядела. Нужда заставляла делать все своими руками.

В 1971 году скоропостижно скончался муж: инфаркт. Было мне тогда 45 лет. Дети к тому времени уже взрослыми стали: Саша в армии служил, Ира школу окончила. Было трудно, но, думаю, не труднее, чем другим.

Вскоре ко мне мама переехала. Помогала по хозяйству, как могла. Уходя на работу, я со спокойной душой оставляла на нее дом.

– Я помню вашу маму, Надежду Михайловну Ефимову. Очень доброжелательная, приветливая. Расскажите о ваших родителях. В семье были до вас юристы? – Я родилась в Татарии, в селе Ильинское Тетюшского района. Мои дедушки и бабушки жили там большими семействами. Мне не было еще и года, когда родители переехали в поисках более сытной жизни в Свердловск. Папа окончил курсы десятников-строителей, устроился на работу, получил какое-то жилье – избушечку. У мамы не было специальности, окончила только сельскую школу. Сначала она не работала, нас с братом Александром воспитывала. Брат младше меня на два года. Он с семьей жил в Свердловске, ныне Екатеринбурге, умер два года назад.

Голодно было в те годы. Многие переезжали из деревни в город, где все-таки можно было найти какую-никакую работу, чтобы прокормиться. Постепенно обживались. Мама устроилась на работу в трамвайный парк кассиром.

Держали нас родители строго. Бить не били, но всегда внушали, что вести себя надо порядочно. Было у нас с братом постоянное поручение – ходить в магазин за молоком.

В то время были огромнейшие очереди. Придешь утром в магазин, а он битком набит людьми, и продукты еще не привезли. Вот мы и стоим-маемся, ждем, когда привезут, разгрузят.

Мы жили в двухэтажном деревянном доме. И когда не были загружены родительскими поручениями, выходили во двор. Детей много было. Играли в прятки, в лапту. А то просто сидели на завалинке, рассказывали друг другу разные забавные истории.

Я слыла начитанной девчонкой. В детскую библиотеку родители меня записали еще в раннем детстве.

В 1944 году окончила среднюю школу и поступила в Свердловский юридический институт. Престижный был в те годы институт. Дело в том, что в военное время туда съехались преподаватели – светила юриспруденции из Ленинграда, из других, оккупированных фашистами, мест.

О том, что в Свердловском юридическом собрался весь цвет науки, я тогда еще не знала. Мой дядя, Михаил Андреевич, брат моего папы, был военным юристом, он мне и посоветовал пойти учиться в юридический.

– У вас не было соблазна после учебы остаться дома, в Свердловске?

– Нет, об этом мы как-то и не думали. Куда направили – туда и путь-дорога. Я села в вагон и поехала.

Много всякого было в моей жизни. Но жалеть не о чем. Проработав немало лет в суде и в прокуратуре, я не совершила ничего такого, за что мне было бы стыдно. Всегда поступала в согласии со своей совестью и с законом. Помню, работала в Чадане нотариусом и еще народным заседателем. Когда судья Раиса Александровна Кротова уезжала на сессию, она училась заочно, то оставляла меня за себя – исполняющей обязанности судьи. Мне приходилось выездные процессы организовывать в сумонах.

После судебного заседания выходили на тракт всем составом суда, с другими участниками процесса, бывало, что и с осужденными, и останавливали попутные машины. В то время ходили большие машины геолого-разведочных партий – огромный кузов, колеса громадные.

Мне, кажется, что в то время не было таких изощренных, жестоких преступлений, как сейчас. Как правило, осужденный, получив срок, воспринимал назначенное судом наказание как должное возмездие за содеянное.

– В 1978 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР вам было присвоено звание «Заслуженный юрист РСФСР». Каких наград вы еще удостоены?

– Награждена юбилейными медалями, ветеран труда. Удостоена Почетной грамоты Президиума Верховного Совета Тувинской АССР. Да разве дело в наградах? Главное, что не кривила душой, не искала легких путей в жизни.

В органы прокуратуры, как правило, не приходят работать случайные люди. И я благодарна судьбе, что много лет бок о бок трудилась с людьми, для которых Закон и Справедливость – не пустой звук. Если говорить откровенно – завидую молодым коллегам, их задору, их желанию обеспечить законность, успехам на этом пути.

 Фото Василия Кривдика и из семейного архива семьи Губиных

Ольга БУЗЫКАЕВА, старший помощник прокурора РТ

 (голосов: 2)
Опубликовано 30 октября 2006 г.
Просмотров: 13005
Версия для печати

Также в №43:

Также на эту тему:

Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Людмила Костюкова Александр Марыспаq Татьяна Коновалова
Валентина Монгуш Мария Галацевич Хенче-Кара Монгуш
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2024 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru