газета «Центр Азии»

Пятница, 22 сентября 2017 г.

 

архив | о газете | награды редакции | подписка | письмо в редакцию

RSS-потокна главную страницу > 2008 >ЦА №20 >Дух медведя

«Союз журналистов Тувы» - региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России»

Самые популярные материалы

Ссылки

электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Снаряжения для лошадей - ботинки для верховой езды, хороший аcсортимент.

Дух медведя

Люди Центра Азии ЦА №20 (23 — 30 мая 2008)

Дух медведяВстречались ли вы когда-нибудь с медведем? Вполне возможно. А с духом медведя? Вряд ли. А вот члены шаманского общества «Адыг ээрен» («Дух медведя»), не только с ним встречаются, но и часто обращаются с просьбами. И не только к этому духу, но и ко множеству других.

«Адыг ээрен» одно из крупнейших шаманских обществ в Туве, а его председатель Кара-оол Допчун-оол один из сильнейших шаманов.

ЛЮДИ, ГОВОРИВШИЕ ШЁПОТОМ

– Кара-оол Тюлюшевич, от кого вы унаследовали свой дар? Это семейное?

– Да. Я родился 21 мая 1948 года, в местечке Кара-Булун (Черный Уголок) Улуг-Хемского кожууна. В этом году мне исполняется шестьдесят лет.

Родился в многодетной семье: десять человек братьев и сестер. Дедушка Долаан Суге-лама был буддистским монахом, учился в тибетской духовной школе, в то время Тибет еще был свободным. Дедушка учил меня старомонгольскому и тибетскому языкам. От него у меня осталось две реликвии: сутры – золотая и зеленая. Часто беру их с собой в поездки.

Но даже дедушка признавал, что мое призвание – не ламаизм, а шаманизм. Тут он был согласен с бабушкой, а бабушка была великой шаманкой, ее звали Улуг-Кара-Хам. Она была повивальной бабкой при моем рождении, перерезала пуповину, дала мне имя. Мама моя умерла рано, и с девяти месяцев меня воспитывала бабушка.

Дух медведяВ то время торжествовала коммунистическая идеология, и поэтому бабушка не могла практиковать открыто. Люди приходили к ней по ночам, когда все вокруг уже спали. Приходили с самыми разными проблемами, с самыми разными просьбами: вылечить человека, очистить свой дом или территорию аала, провести обряд проводов души покойного на седьмой и сорок девятый день.

Люди, приходившие к бабушке, всегда говорили шепотом и оглядывались вокруг: как бы кто не увидел, не услышал.

Бабушка с детства говорила мне, что я родился шаманом. Всегда брала меня с собой. Днем она говорила: «Поспи хорошенько, сын мой. Сегодня ночью придут люди, поедем вместе». Ночью она будила меня, и мы отправлялись вместе с приехавшими людьми.

С детства помню, как бабушка проводила, обряды, ритуалы.

ТЕПЕРЬ Я ТЕБЕ ВСЁ ОТДАЛА

– В детстве ребенок всегда хочет кем-то стать: водителем, учителем, космонавтом. А вы всегда знали, что будете шаманом?

– Мне это внушали в детстве. Бабушка говорила: ты обязательно будешь шаманом. Но я это все забыл. Тогда было совсем другое время, другие ценности, другие заботы. И я долго работал водителем в пассажирском АТП. Жена, дети, вот и приходилось этим заниматься.

В 1982 году бабушка сама ко мне явилась. Ночью, дома никого не было, жена на дежурстве в больнице, дети тоже где-то были. Я читал книгу, потом отложил ее, выключил свет, лег на кровать. И вдруг свет неожиданно включается, и слышу, какой-то звук сверху, словно гудение.

Поднимаю глаза, потолок раскрывается, и ко мне медленно спускается старая-старая женщина. В потрепанном синем халате, в изношенных башмаках с загнутыми носками. Волосы у нее очень длинные – до пят, и абсолютно седые.

Я очень испугался, меня всего трясет. А бабушка говорит: «Мне некогда, дай руку». Подал ей руку, она ее схватила и говорит: «Все. Теперь я тебе все отдала». И стала подниматься.

Я спрашиваю: «Бабушка, куда ты?» А она мне отвечает: «Мне некогда, мне надо далеко – за тридцать три неба». И свет погас.

– Странная история.

– Да. Я пошел за советом к Монгушу Бораховичу Кенин-Лопсану. А он уже отправил меня к старому-старому девяностолетнему ламе Казаку Сандаку. Рассказал ему свою историю, и он сказал, что мне выпало великое счастье и великая ответственность – шаманский дар. И что надо его беречь и с помощью него помогать людям.

И с тех пор я сам не свой, совсем по-другому себя ощущаю, тело стало легкое, как будто не иду, а лечу, стал видеть духов.

СУНДУК В ПЕЩЕРЕ

– И как вы впервые применили свой дар?

– У дочери зуб заболел, я сразу это увидел, провел руками, все прошло. И потом долго семью лечил. Потом друзья стали приходить, потом друзья друзей. Так люди и потянулись. Именно тогда я понял, как важны и нужны шаманы, столько у людей проблем, которых они не могут решить сами.

– А вашим детям способности передались?

Дух медведя– У меня семь детей: три дочери и четыре сына. И у сына Шолбана есть шаманское призвание, шаманские способности, но пока он работает в милиции, в ОМОНе. Думаю, после пенсии он, может быть, станет шаманом.

Еще у меня есть внучка маленькая, ей год и девять месяцев, и у нее явные способности, уже есть свой маленький бубен, свои атрибуты. Когда у меня голова или руки болят, Буяна всегда подойдет, руками проведет, поплюет, и все проходит.

Еще у внука Батыя – ему сейчас двенадцать лет – вижу, есть способности.

– А как передаются шаманские способности?

– Шаманизм это древнее магическое знание предков, которое передается по наследству. Но выборочно, не каждому. Обычные люди, особенно сейчас, очень редко становятся шаманами. Человек, который хочет стать шаманом, должен долго жить с шаманами, чтобы узнать все традиции, обряды, ритуалы.

Настоящий шаман – это и великий артист, и великий костоправ, и знаток традиций и обрядов, великий танцор и певец. Нужны не только способности, нужно знать все обряды и традиции, поэтому лучше, когда этому учат с детства.

В Туве три сокровища: природа, хоомей и шаманизм. Тувинский шаманизм – это уникальное явление, это признано во всем мире.

Но в то же время сейчас это привлекает нездоровые спекуляции. Появилось очень много самозванцев, обманщиков, мошенников. У некоторых ни бубна, ни костюма шаманского нет. Это очень важные шаманские атрибуты, ни один уважающий себя шаман без атрибутов камлать не будет.

Раньше без бубна, или зеркала, или хомуса шаман просто не имел права вести камлание. Раньше еще и хоомей в шаманских практиках использовали, ведь хоомей прежде был только для шаманов, но это было очень давно, а потом хоомей вошел и в обычную жизнь.

Шаманы – это носители традиций, носители старой культуры. Тува раньше не имела письменности, народ был фольклорный, а шаманы и были носителями знаний. Сейчас шаманы уже не настолько важны, потому что появилась письменность, школы, книги. Но это не значит, что шаманы больше не нужны.

– У вас тут очень много всяких амулетов и атрибутов. Откуда они?

– Большинство моих атрибутов – наследственные, поэтому они и сильнее обычных, в них сила предков. Много лет назад родственники спрятали все шаманские атрибуты в сундуке в пещере, чтобы их не отняли, а в 1982 году мне дядя все показал и отдал. Ему было уже семьдесят восемь лет, и он сказал, что уже не может хранить эту тайну и обязан передать ее.

Вот, смотри: на моем костюме нашиты кусочки от старого бабушкиного, на рукавах и вот еще. Бабушкин костюм от старости совсем развалился, вот я его кусочки и пришил на свой.

Многие атрибуты мне от нее перешли. Кисет от бабушки достался, кресало. Все совсем старое, но эти вещи ее помнят. Дух медведяОт дяди досталось шаманское зеркало – кузунгу.

А вот на стенах куклы, это древние тотемы, духи предков. Новую куклу делают совсем маленькой – в ладонь, а потом потихоньку на нее подвешивают ленты, амулеты всякие. Постепенно такие куклы в человеческий рост вырастают. Эти такие большие, потому что несколько поколений шаманов ими владели, я тоже на них ленты, амулеты подвешивал.

Вот лапа медвежья – для защиты, для очищения, тоже мне от дяди досталась. Я к ней привязал свои амулеты, потом она внуку моему перейдет, он свои атрибуты добавит. Сильная вещь, от любой порчи, от всего. Вот я тебе сейчас по затылку проведу, чтобы сзади не нападали.

ТЫ – ФАНТАСТИКА

– А с какими духами, в основном, проходит ваше общение?

– С духами предков. Все предки мои – дяди, дедушки, бабушки, все поколения шаманов моей семьи мне помогают. Они мне и силы дают, и советуют.

И еще есть дух-помощник: длинный, в белой одежде, беловолосый древний старик. Когда мне было двенадцать лет, дедушка отвез в священную пещеру Сарыг-Аржаан на горе Ондум, что в Каа-Хемском кожууне.

Дух медведяИ там он специально сделал для меня обряд, чтобы дух-хранитель этой пещеры стал моим помощником. Когда я шаманом стал, еще два раза туда ездил. Там место хорошее, чтобы сил набираться, духа кормить, просить о помощи.

Иногда я из-за правого плеча слышу человеческий голос, и он мне иногда подсказывает, каким образом поступить в том или ином случае. Я как бы не один человек, а два, только один обычно молчит.

– А чьи-нибудь еще голоса слышите?

– Да. В детстве: возле речки птицы поют, щебечут. И я всегда прислушивался к их голосам, старался различить. Однажды поехали мы рыбачить, слышу – птицы кричат: туда не езжайте, там рыбы нет, рыба сейчас ушла вверх по течению Енисея.

Я ребятам говорю: там рыбы нет, давайте пойдем в другое место. А они мне: «Не выдумывай, ты – фантастика». Всегда они мне так отвечали, когда я что-то необычное говорил: «Ты – фантастика».

Не послушали они меня, а я пошел вверх по течению и поймал тайменя. Вдруг прибегают ребята, оказывается, они даже червей не успели накопать. Подул ветер и уронил улей с дерева, пчелы злые вылетели, убегать пришлось.

И такое у меня очень часто. Например, иду по тайге, а птицы предупреждают, куда стоит идти, куда нет, как выйти на правильную дорогу.

ДУХИ, ОСТАВЬТЕ КРЕПОСТЬ ПОР-БАЖЫН!

­– Самый тяжелый, сложный случай из вашей практики?

– Это очищение Пор-Бажына весной 2007 года. Духи не хотели сдавать свои позиции и уходить. Обряд проводили почти все шаманы нашего общества.

В три часа дня мы начали камлание, а закончили в двенадцать часов ночи. Просили, чтобы духи оставили крепость, Дух медведячтобы археологи смогли поработать, чтобы открытия сделать для истории, для славы нашего народа.

Очень сложно было, очень старые духи были, очень сильные. Восемь веков никто не освящал крепость, местные жители туда не ходили, боялись. Пробовал шаманить там местный шаман, но не справился, через неделю умер.

– Правда, что шаману не снятся обычные сны, а только какие-то особенные?

– Да. С детства не снятся серые сны, обязательно цвета яркие, гораздо ярче, чем реальном мире.

Шаману очень редко обычные сны снятся, обычно они что-то означают, какое-то послание. Предупреждение о беде, о врагах, о проблеме какой-то. Но в конце сна всегда есть возможность решить проблему. Шаман может отвести беду, даже не просыпаясь.

Еще во сне можно задавать вопросы и получать на них ответы. Иногда, когда приезжаю в какой-то дом, где что-то нехорошее, то специально минут пятнадцать посплю, а когда просыпаюсь, сразу понимаю, в чем проблема, как убрать нечистого духа.

БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ СВОЕГО ДАРА

– А как вам пришла мысль о создании шаманского общества? Ведь традиционно шаманы одиночки, и раньше встреча шаманов всегда порождала соперничество.

– Да, раньше так и было. Но времена изменились, сам тувинский народ изменился. Раньше мы были кочевниками и не вели оседлый образ жизни. А сейчас появились города, села.

Шаманы вынуждены приспосабливаться, создавать общества, чтобы не допускать в свои ряды самозванцев, чтобы помогать друг другу. Вот у нас, например, много мужчин-бобылей, они здесь и прием ведут, и живут.

– А сколько у вас в обществе шаманов?

– Двадцать девять человек. Но они не все здесь, многие сейчас по приглашениям в районах, проводят там обряды. У нас в основном шаманы, которые уже стали известны в своем районе, новичков нет.

– А почему ваше общество называется «Дух медведя»?

– Медведь – один из самых сильных тотемов. Мой род Адыг-Тюлюш – сыновья большой медведицы. Мы верим, что наш род произошел от медведя.

Испокон веков все тувинские шаманы обращаются к духу медведя, когти медведя – очень сильный атрибут.

– Что самое сложное в том, чтобы быть шаманом?

Дух медведя– Сложно быть достойным своего дара, помочь всем, кто просит.

Еще сложность в том, что авторитет шаманов сильно подорван во времена советской власти, когда их объявили сумасшедшими. Хотя доверие и уважение к шаманам все равно сохранилось в нашем народе.

И многие слушаются одного слова шамана. Скажешь: не пить водку, и человек пить прекращает. Просто от одного слова шамана.

Важно понимать, что безвыходных положений нет. Древние старики говорили, что есть три трудности в жизни человека. Первая – неожиданно река разлилась, вторая – у лошади седло соскользнет, третья – жена изменяет мужу.

А больше трудностей в жизни человека нет.

Фото автора

Подписи к фото:

1-2. Кара-оол Допчун-оол, председатель шаманского общества «Адыг ээрен» («Дух медведя»).

3. Юрий Николаевич Ооржак. Рожденный шаман, камлает от чертей. Из Барун-Хемчинского кожууна.

4. Владислав Хеймер-оолович Ондар, Улуг-Хемский кожуун, потомственный шаман по материнской и отцовской линии.

5. Степан Доржуевич Манзырыкчы. Потомственный шама, Улуг-Хемский кожуун. Титул «Бору-Хам» (Шаман-волк).

6. Николай Шууженович Сарыглар. Потомственный шаман из Сут-Хольского кожууна, Титул «Бору-Хам» (Шаман-волк).

7. Орлан Докпак-оолович из рода Хертеков. Потомственный шаман, небесного происхождения.

Евгений Антуфьев

 (голосов: 10)
Опубликовано 24 мая 2008 г.
Просмотров: 13655
Версия для печати

Также в №20:

Также на эту тему:

№1 автор: Екатерина написано 24 мая 2008 14:52
Посчитайте, сколько вопросов журналиста начинается с "А". Я насчитала 8, а всего вопросов... 15. Оооочень глаза режет!
Еще и концовка замечательная - "А больше трудностей в жизни человека нет" lol
   
Алфавитный указатель
пяти томов книги
«Люди Центра Азии»
Книга «Люди Центра Азии»Герои будущего
VI тома книги
«Люди Центра Азии»
Владимир Митрохин Арыш-оол Балган Никита Филиппов
Лидия Иргит Татьяна Ондар Екатерина Кара-Донгак
Олег Намдараа Павел Стабров Айдысмаа Кошкендей
Галина Маспык-оол Александра Монгуш Николай Куулар
Галина Мунзук Зоя Докучиц Алексей Симонов
Юлия Хирбээ Демир-оол Хертек Каори Савада
Байыр Домбаанай Екатерина Дорофеева Светлана Ондар
Александр Салчак Владимир Ойдупаа Татьяна Калитко
Амина Нмадзуру Ангыр Хертек Илья Григорьев
Максим Захаров Эсфирь Медведева(Файвелис) Сергей Воробьев
Иван Родников Дарисю Данзурун Юрий Ильяшевич
Георгий Лукин Дырбак Кунзегеш Сылдыс Калынду
Георгий Абросимов Галина Бессмертных Огхенетега Бадавуси
Лазо Монгуш Василий Безъязыков Лариса Кенин-Лопсан
Надежда ГЛАЗКОВА Роза АБРАМОВА Леонид ЧАДАМБА
Лидия САРБАА  


Книга «Люди Центра Азии». Том VГерои
V тома книги
«Люди Центра Азии»
Вера Лапшакова Валентин Тока Петр Беркович
Хажитма Кашпык-оол Владимир Бузыкаев Роман Алдын-Херел
Николай Сизых Александр Шоюн Эльвира Лифанова
Дженни Чамыян Аяс Ангырбан и Ирина Чебенюк Павел Тихонов
Карл-Йохан Эрик Линден Обус Монгуш Константин Зорин
Михаил Оюн Марина Сотпа Дыдый Сотпа
Ефросинья Шошина Вячеслав Ондар Александр Инюткин
Августа Переляева Вячеслав и Шончалай Сояны Татьяна Верещагина
Арина Лопсан Надежда Байкара Софья Кара-оол
Алдар Тамдын Конгар-оол Ондар Айлана Иргит
Темир Салчак Елена Светличная Светлана Дёмкина
Валентина Ооржак Ролан Ооржак Алена Удод
Аяс Допай Зоя Донгак Севээн-оол и Рада Ооржак
Александр Куулар Пётр Самороков Маадыр Монгуш
Шолбан Куулар Аркадий Август-оол Михаил Худобец
Максим Мунзук Элизабет Гордон Адам Текеев
Сергей Сокольников Зоя Самдан Сайнхо Намчылак
Шамиль Курт-оглы Староверы Александр Мезенцев
Кара-Куске Чооду Ирина Панарина Дмитрий и Надежда Бутакова
Паю Аялга Пээмот  
 
  © 1999-2017 Copyright ООО Редакция газеты «Центр Азии».
Газета зарегистрирована в Средне-Сибирском межрегиональном территориальном управлении МПТР России.
Свидетельство о регистрации ПИ №16-0312
ООО Редакция газеты «Центр Азии».
667012 Россия, Республика Тыва, город Кызыл, ул. Красноармейская, д. 100. Дом печати, 4 этаж, офисы 17, 20
тел.: +7 (394-22) 2-10-08
http://www.centerasia.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru